О том, какие из принятых в прошлом году законов заметно повлияли на бизнес автодилеров и культуру вождения, размышляет заместитель генерального директора УК «МАКС Моторс Групп» Андрей Ведерников.
Месяц назад на улицах города появились плакаты экспертного центра Probok.net с лозунгом: «Давайте вернем промилле!». Инициатива общественников развернулась на фоне совета главы государства принять поправки к закону и максимально жестко наказывать нетрезвых водителей. Впрочем, за прошедший год это не единственный обсуждаемый законопроект, связанный с автолюбителями. До него была программа утилизации автомобилей, постепенное завинчивание гаек для импортеров подержанных японских машин, отмена талонов техосмотра и доверенностей, рост штрафов и многое другое.
Обновили автопарк
Некоторые из инициатив правительства и законодателей были приняты общественностью в целом положительно, другие вызвали много споров, третьи – вообще не были удостоены внимания, потому что просто «залатали дыры» в устаревших нормах и привели их в соответствие со здравым смыслом.
Как отразилась на российском авторынке программа утилизации автомобилей, кто от нее выиграл?
- На этот вопрос я могу ответить только как автовладелец, потому что для бизнеса «МАКС Моторс» эта программа не сыграла существенной роли - мы со своими «Шкодами», «Ленд Роверами», «Маздами» и «Субару» не попали под действие закона и соответственно не получили коммерческой выгоды (за исключением Д.Ц. УАЗ). Тем не менее, этот сбор существенно поддержал отечественных производителей и сборочные производства, а также позволил сотням тысяч людей поменять свое аварийное барахло на нормальные машины. Конечно, частично менялись автомобили, которые стояли «под забором» , но в основном сдавались машины, которые двигались по дорогам, попадали в аварии, представляли угрозу. Жаль, что эту программу не запустили раньше и что ее не сделали постоянно действующей. Через несколько лет появятся новые ветхие машины, и их тоже нужно будет убирать с дорог.
Замена талона техосмотра на диагностическую карту – это просто одна бумага вместо другой, или за этим нововведением кроется более глубокий смысл?
- На мой взгляд, это не более, чем цивилизованное урегулирование правоотношений. На аварийность оно не повлияло и жизнь водителям сильно не упростило. С другой стороны, повысилась ответственность компаний, которые занимаются диагностикой автомобилей. Именно они ставят печать и берут на себя риски возможных аварий. Злые языки говорят, что теперь все бумаги можно оформить за деньги, но я думаю, что это не так. Компании, которые могли бы на этом заработать, понимают, что штампик о соответствии автомобиля требованиям безопасного движения – это большая ответственность, в том числе и уголовная!
А как на счет отмены доверенностей?
- Это уже давно пора было сделать. Зачем нужна доверенность, если всех, кто может управлять автомобилем, вписывают в страховое свидетельство? Это намного эффективнее, чем написанная от руки бумага, которую легко можно подделать. А когда я вписываю в полис человека, у которого стаж вождения, например, ниже моего, то страховка для меня станет дороже. Если человек платит за это деньги, то он хорошенько подумает, кому доверить управление автомобилем, а кому нет.
Развиваем собственный «секонд хенд»
Постепенное ужесточение правил ввоза подержанных автомобилей, в частности из Японии, постепенно вытесняет их с улиц. И если раньше их просто нечем было заменить, то сейчас в стране уже состарилось собственное поколение леворульных автомобилей, которые готовы заполнить освобождающуюся нишу.
Как вы относитесь к ужесточению требований к «праворуким» автомобилям, которых по эту сторону Урала на дорогах довольно много?
- Если бы в нашей стране запретили эксплуатацию таких машин, то это бы задело материальные интересы сотнен тысяч человек. Но речь идет об ужесточении правил на ввоз, а это касается только тех, кто делает на этом бизнес. А их намного меньше. Кстати, я не считаю, что эти меры связаны с безопасностью эксплуатации праворульных машин. У нас часто в машине едет только один человек – водитель. Он может тяжело пострадать только при лобовом столкновении. Но при обгоне машины, как правило, бьются не лоб в лоб, а одной стороной, которая ближе к полосе встречного движения. В «японцах» водитель сидит ближе к обочине, поэтому для него такое столкновение более безопасно, чем для водителя леворульной машины.
Вы считаете, что запрещать подержанные праворульные машины – неправильно?
- Я все же думаю, что это пойдет на пользу рынку. У нас почему-то есть миф о том, что все японские машины – очень качественные и надежные. С новыми автомобилями дела так и обстоят, но если мы говорим о качестве подержанных машин, то все не так радужно. Они могут быть битые и отреставрированные. Кто отвечает за их качество? К кому идти, если у машины отвалятся колеса или выпадет тормозная колодка? На барахолке никто не дает гарантий. Если же покупатель знает, что машина эксплуатировалась в России, он не будет слепо полагаться на миф о качестве японских машин, а будет критически осматривать автомобиль. Опять же, деньги от продажи таких б/у машин не уйдут за границу, а останутся в нашей области или стране.
То есть правительство поощряет граждан покупать старые российские автомобили вместо старых японских?
- С одной стороны, это так. Это раньше в нашей стране б/у автомобилями на внутреннем рынке были только «жигули». Сейчас же у нас очень большой рынок подержанных машин. Есть люди, которые меняют автомобили ежегодно, поэтому сейчас легко можно купить подержанную «леворукую» машину. С другой стороны, для нас, автодилеров, эти ограничения тоже полезны. Ограничительные меры влияют не только на усложнение процедуры ввоза, но и на цену. Если цена на старые японские машины поднялась,то многие задумаются: «может проще взять кредит, чуть-чуть доплатить и купить новую машину с гарантией от автосалона»? Немалая часть людей так и поступит.
Сознательным водителям штрафы не нужны
Законодатели стараются регулировать не только то, на каких машинах будут ездить россияне, но и как они будут это делать. Штрафовать собираются буквально за все: нарушение правил маневрирования, не включенный поворотник, неправильную парковку. Культура вождения будет воспитываться не столько пряником, сколько кнутом.
Принято считать, что Новосибирск - это город агрессивных и невоспитанных водителей. Так ли это?
- На прошлой неделе ко мне приезжали знакомые из Астаны и Алма-Аты. Когда мы ехали по городу, они постоянно удивлялись, насколько в Новосибирске спокойные водители, соблюдающие правила дорожного движения: машины спокойно ехали в пробке, не газуя, не выезжая на встречную полосу, пропуская пешеходов. По их словам в Казахстане нарушений ПДД намного больше. С другой стороны, когда я три года жил в Краснодаре, то видел еще более дисциплинированных водителей.
От чего, по вашему мнению, зависит водительская культура?
- Не в последнюю очередь от качества дорог. В Краснодарском крае дороги более ухоженные с нанесением всех необходимых разметок. У нас же осенью все стерто, зимой покрыто снегом или льдом. Есть большая психологическая разница между тем, что водитель явно наезжает на запретительную полосу, и когда он потенциально заезжает на разметку, которая должна быть где-то под снегом. Второе – психологически проще и чаще встречается. Хотя три года назад, когда я уезжал из Новосибирска в Краснодар, дисциплина и водителей, и пешеходов здесь была хуже. Можно было стоять на второстепенной улице по 10-15 минут и ждать, когда машины остановятся и пропустят твой автомобиль. Или подолгу приходилось стоять на пешеходном переходе. Сейчас такого практически нет, участники дорожного движения стали намного вежливее относиться друг к другу. Особо хочу отметить изменившееся отношение сотрудников ДПС: если три года назад это были надзиратели за участниками дорожного движения, то сейчас это активные помощники водителей, регулирующие движение на трудных участках. Сейчас я спокойно иду по зебре, не боясь, что меня собьют.
Возвращать промилле нельзя
Не так давно город наводнили плакаты о необходимости вернуть минимально допустимую концентрацию алкоголя в крови, потому что в некоторых продуктах содержится спирт. Вместе с тем, Президент РФ Владимир Путин призвал принять наиболее жесткие меры наказания для нетрезвых водителей и «не считать промилле».
Общественники аргументируют свою позицию тем, что прибор может выдать погрешность, которая повлечет суровое наказание, хотя водитель был невиновен. Так ли это?
- Безусловно, может случиться ситуация, в которой человеку за рулем стало плохо и он выпил корвалол, в котором содержится спирт. Если ему дать «подышать в трубочку», то прибор покажет наличие алкоголя. Но в крови его не будет, и это покажет любая экспертиза! Та же картина будет с перебродившим квасом, кефиром. На основании «трубочки» нельзя быть обвиненным в нахождении за рулем в нетрезвом виде и подвергнуться наказанию. Водитель может легко не согласиться с результатами освидетельствования на дороге и потребовать направления в наркологический диспансер, где у него возьмут кровь на анализ. Квасы и йогурты могут дать запах изо рта из-за брожения продукта в желудке, но в крови алкоголя не будет. Поверьте, я знаком со многими врачами-наркологами и останавливаюсь на их профессиональном мнении.
Что будет, если законодательно вернут предельно допустимую концентрацию алкоголя?
- Люди начнут оправдывать себя: «ну выпил кружечку пива, это же меньше 0,1 промилле». А кто-то посчитает, что он здоровый и его норма выше. К чему это нас приведет? Сейчас, когда ко мне приезжают друзья, все стараются пить поменьше, ведь на утро - за руль, и в крови могут быть остатки алкоголя. Это действенный тормоз для нормальных людей. Закон должен быть суров для эффективной профилактики нарушений. Один человек после стакана водки вменяем, а другой после 50 грамм раскисает. А по закону они будут равно виновны! Зачем же экспериментировать?
Насколько надежен результат портативного алкотестера, которым «вооружены» инспекторы ДПС?
- Когда я работал в милиции, мы сами экспериментировали: пили квас и дули в «трубочку». Действительно, некоторые зеленели, и никто не мог с уверенностью сказать, то ли от старости, то ли от негодности, то ли от брожения кваса. Не все трубочки давали сбой, но их было достаточно. Но сейчас и алкотестеры более совершенные, и есть возможность потребовать проведения анализа крови, если водитель не согласен с результатом. Сейчас результат алкотестера не является основанием для составления протокола и лишения прав, как раньше.
Видеорегистратор должен быть у каждого
В прошлом году Законодательное собрание Оренбургской области внесло в Госдуму РФ проект поправок в КоАП, согласно которым любые устройства, закрепленные на лобовом и боковых стеклах автомобиля, включая видеорегистраторы и навигаторы, могут быть запрещены. Законопроект пока не рассматривался, однако уже вызвал бурные обсуждения среди автовладельцев.
Как вы относитесь в видеорегистраторам, нужно ли менять законодательные нормы в их отношении?
- Введение видеорегистраторов - огромный шаг вперед. Они фиксируют, как мошенники бросаются под колеса или подставляют машины под удар, чтобы «раскрутить» человека на деньги. Регистраторы - это объективный свидетель дорожной обстановки и действий участников движения. Если бы можно было оснастить все автомобили регистраторами в обязательном порядке, это привело бы к объективному снижению аварийности, потому что они сильно дисциплинируют водителей.
Вы используете видеорегистраторы в рабочих целях?
- Мы с недавнего времени устанавливаем их на автомобилях, которые участвуют в тест-драйвах. На них видно, соблюдается ли маршрут, как ведет себя наш менеджер в автомобиле: проводит ли инструктаж, дает ли рекомендации по выполнению безопасности дорожного движения, заостряет ли внимание на опасных участках. А если с тестовой машиной что-то случится, то можно оценить, кто виноват и что на самом деле произошло.
Была ли у вас история, в которой вам сильно помог видеорегистратор?
- Стыдно говорить, но у меня его до сих пор нет. Хотя я обязательно собираюсь купить его в ближайшее время. В корпоративных автомобилях мы тоже установили их буквально в январе, так что статистики их полезности пока нет. Я надеюсь, что они нам пригодятся, только для обучения менеджеров, а не для разбирательств в службе ДПС, т.к. соблюдение ПДД для наших сотрудников на первом месте.
Андрей Чепурко
Справка:
Ведерников Андрей Павлович родился 10 января 1957 г. в г. Болотное Новосибирской области
Образование:
В 1978 г. окончил Омскую высшую школу милиции МВД СССР,
в 2002 г. окончил Академию управления МВД России.
Карьера:
1978-2000 гг. – служба в органах МВД, от старшего инспектора уголовного розыска ОВД Болотнинского района, до первого заместителя начальника УВД Новосибирской области.
2000 -2003 гг. - начальник Управления Федеральной службы налоговой полиции РФ по Новосибирской области.
2003-2004 гг. - начальник Главного управления Госнаркоконтроля России по Сибирскому федеральному округу.
2004-2009 г. - начальник Управления по Сибирскому федеральному округу ФСКН России.
2009-2012гг. начальник Регионального управление Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков по Краснодарскому краю. Генерал – лейтенант полиции в отставке.
с 2012 г. - заместитель генерального директора УК «МАКС Моторс Групп».