Меню

Анна Любченко, автор проекта «Научилус»: «Мы решаем социальные задачи бизнес-методами»

Директор образовательного порта «Научилус», монтессори-педагог Анна Любченко, рассказала, почему школы готовят «людей из прошлого» и как помочь ребенку развить предпринимательское мышление.

— Анна Васильевна, некоторое время назад на базе общеобразовательной школы №202 вы открыли «отделение», которое получило название «Умка». Позже вы стали автором второй школы, «Научилус». В чем ее особенности?

Проект «Умка» создавался для детей моих и для детей моих друзей. Очень интересный формат, где задолго до указов появилось отделение муниципальной школы, в котором учили работать в  мире быстроменяющихся правил.   Появились внуки и появился «Научилус». Это частная инициатива,  продолжение  моего домашнего детского сада Монтессори. Для  проекта нужен  открытый формат, в том числе, и с архитектурной точки зрения. Школа  Монтессори выглядит так: огромные окна, большие пространства, нет привычной школьной мебели. Иными словами это детский коворкинг, где удобно всем вместе работать.

В жизни  в рабочих группах нет разделения по возрастам. Люди с разным опытом встречаются, помогают друг другу, сотрудничают. Разница в возрасте помогает двигаться и младшим и старшим. В классической школе разделение по возрастам дает возможность обучать всех и всему. В «Умке» много работы в межвозрастных группах. «Научилус» создан для эффективного сотрудничества детей и взрослых. Опыт и интерес — движущая сила проекта.

— Но все же разграничение по возрастам в школе есть?

— У нас разновозрастные группы. В начальной школе занимаются дети от 6 до 9 лет.    

— Выходит, что те, кто помладше подтягиваются за старшими?

— Знаете, у меня нет слова «подтягиваются». У меня есть слово «совместно учатся», «творят», «живут». Кроме детей не стоит забывать про взрослых: есть родители, которым это интересно и они готовы подключаться к образовательному процессу, есть педагоги. Меня часто спрашивают: «Когда дети закончат начальную школу, что будет дальше?». Думаю, что дети к тому времени уже сами спроектируют свой следующий шаг. Мы им в этом помогаем.  

— «Модель преподавания в школах — устарела»: так вы говорили в своем прошлом интервью. Тот формат обучения, который вы предлагаете, можно ли его вывести на массовый уровень?

— Знаете, у Адамского есть прекрасное выражение: «Каждый сам себе институт». Поскольку у нас система непрерывного образования, то надо ее строить так, чтобы человек сам мог выбирать, чему он бы хотел научиться. Сделать так, чтобы он сам мог выбирать путь и двигаться. Задача взрослого сообщества, в которое попадают дети, обеспечить среду, где они могут это сделать. Дети должны быть мотивированы на самостоятельное движение.

— Качества, которые вы прививаете в вашей школе, свойственны уже тем взрослым людям, которые хотят создавать что-то свое, а не подстраиваться в систему, плыть по течению. Насколько это соответствует предпринимательскому мышлению и ваша ли это целевая аудитория?

— Целевая аудитория — это те родители, которые не готовы отдавать детей в исполнительские команды. Понятно, что есть некоторые области и знания, которые нужно брать через лекционные занятия. В остальном обычная школа не приспособлена, чтобы обучать инициативному действию.

Инициативное действие — это не только предпринимательство, но еще и наука. Поскольку в данном случае нужно работать в команде, но при этом необходимо уметь сделать креативный шаг.

Мы говорим родителям о том, что если ребенок хочет, имеет возможность заниматься, к примеру, музыкой, то зачем делать упор еще на 25 «обязательных» предметах. Не может человек качественно заниматься всем одновременно. Причем, когда его собственный ритм действия задается снаружи. Если дети начинают понимать, чего хотят, они самостоятельно планируют, как им добиться этого результата. Наша задача – подготовить необходимые ресурсы.

— Не пострадает ли в таком случае кругозор ребенка, если он будет делать упор на тех уроках, которые, как ему кажется, пригодятся в жизни?

— Предлагаю эксперимент, который я проводила с родителями. Какие формулы из химии вы помните? От того, что вы вспомнили, допустим, не так много, ваш кругозор пострадал? Вы умеете рисовать? Вы это делаете регулярно? Вы страдаете от того, что не можете постоянно рисовать? Какое последнее новое занятие вы освоили? Вы сами его выбрали? Вам было интересно его изучать? Как вы думаете, если бы вам дали его в школе, вы бы его легче освоили? Ответив на эти вопросы, думаю, вы получите ответ на заданный.

— При создании «Научилуса», и уже сейчас, когда школа успешно работает, с какими трудностями вы сталкивались?

— Была неуверенность в том, получим ли мы то, чего действительно хотим. Мы же не можем предположить, что именно будет в результате. Это как с первой школой. Меня тогда спрашивали, будет ли 10-й класс, поступят ли дети в институт? А будут ли их дети успешны? А сейчас я отвечаю так: вы уверены, что этим детям нужен будет институт? А вы уверены, что в этой стране, когда дети доучатся, будет ЕГЭ?

Ситуация неопределенности, которая присутствует в обществе, она накладывает отпечаток на все, что происходит. И когда родители свято верят, что школа — это оплот стабильности, они тем самым определяют ребенка во вчерашний день. Определить ситуацию неопределенности – очень тяжело. Ребенка нужно «тренировать». Нужно самостоятельно делать выбор, нужно добиваться того, что хочешь, нужно верить в то, что ты хочешь. Кто может предположить, какие специальности будут через десять лет? Хотя сейчас находятся и такие. А возможно будут и те специальности, которых и близко нет, а школы к ним будут готовить. Надо дать человеку умение и возможности, желание стремления, тогда все будет нормально.

Сейчас же у людей есть проблемы с самоопределением. Даже по студентам можно это посмотреть: сначала идут в один институт, потом проучившись несколько лет переводятся в другой. Окружающие думают, что человек принял решение, а на самом деле ничего он не принял и даже не представляет, куда идет и зачем.

— С точки зрения бизнес-модели, ваша школа, как проект, успешна?  

— Я пока не вижу в ней супер-бизнеса. Я вижу, что это социальное предпринимательство. Я использую механизмы коммерческого сектора, а задачи решаются социальные. Если бы была бы возможность получать государственную поддержку, работа шла бы легче и больше бы детей могли бы посещать наши занятия. В остальном, это очень рискованная деятельность.

— А риск в чем?

— Риск в том, что ты все время на грани самоокупаемости. Прибыли гигантской нет, чтобы расслабиться. Как вы понимаете, в работе с педагогами также есть определенные трудности. Людей нужно учить.

— Какие планы, перспективы у школы?

— Как бы так ответить, чтобы не ответить. (прим. ред.: смеется) Сейчас модель альтернативной школы очень востребована у застройщиков новых кварталов, новых микрорайонов, концептуальных жилых поселков, строящихся для людей, которые имеют достаток и высокий уровень образования. Для таких людей нужен образовательный центр нового типа. Такой образовательный порт, как наш. Думаю, что некоторый вектор развития у подобных цетров есть.

Анна Любченко, монтессори-педагог:  математик, физик, методист развивающего обучения.