Меню

Анна Ващенко: «Сегодня с женщинами удобнее работать и строить бизнес»

Иллюстрация: Автоцентр ГАЗ Сармат

Женщина-руководитель в наши дни уже не редкость.

 

Женщина-руководитель в наши дни уже не редкость. Деловые качества, умение добиваться результатов, владение методами управления, уровень интеллекта присущи любому управленцу независимо от пола. О том, с какими гендерными стереотипами и моральными трудностями сталкивается бизнеcвумен, и какими качествами должен обладать руководитель рассказала директор  Автоцентр ГАЗ Сармат  Анна Николаевна Ващенко

- Почему на Ваш взгляд в России мало примеров, когда женщина является руководителем в «мужском» бизнесе? Проблема кроется в общем состоянии экономики и предпринимательства или в женщинах как таковых?

- На мой взгляд последние годы женщин в бизнесе становится все больше – эта тенденция идет с Запада. Скорее всего, это связано от культурно-историческими традициями – на Западе женщина имеет больше прав, борется за них, завоевывая все больше места в «мужской» части жизни, в том числе и в бизнесе. На Востоке же наоборот – женщина более покорная, домашняя. Например, в Москве автобизнес уже давно не делится на «мужской» и «женский».

- Новосибирск – крупный экономический центр России, третий город в стране. Какова ситуация в Сибирской столице?

- В Новосибирске так же наблюдается эта тенденция – женщины все активнее ведут собственные бизнес-проекты, а также занимают руководящие посты в крупных компаниях. Если посмотреть на автобизнес и вспомнить крупнейшие автомобильные холдинги Новосибирска, то у руля в оперативном управлении стояли как раз женщины. И сейчас в городе уже не один дилерский центр управляется женщинами. Однако, всегда есть исключения, и одним из таких, наверное, является автобизнес в сфере коммерческого транспорта и спецтехники. Это видно, в том числе, и по ежегодной дилерской конференции ГАЗ – среди руководителей крайне мало женщин.

- Приходится ли сталкиваться с моральными или психологическими трудностями при общении, ведении переговоров с партнерами по бизнесу?

- Конечно, бывают разные ситуации. Случается, что мужчины в разговоре проверяют твои профессиональные навыки и знания, как будто хотят убедиться, что ты имеешь право с ними беседовать на одном уровне. Например, летом меня пригласили выступить спикером на очередном заседании Клуба руководителей автобизнеса Автобосс в Москве. Так вот среди участников нашелся мужчина, решивший «завалить» блондинку вопросами. К счастью, таких случаев становится все меньше, мужчины все более адекватно воспринимают женщину на высокой должности.

- Какими на ваш взгляд качествами и знаниями должна обладать женщина-руководитель, чтобы успешно вести такой автобизнес – достаточно технически сложное для женщины направление?

- Я считаю, что нет разницы между деловыми качествами мужчины и женщины. Руководитель должен быть целеустремленным и мотивированным на результат. Руководитель должен всегда стремиться получать новые знания, быть в тренде, не бояться рисковать и иметь мужество принимать решения и брать на себя ответственность за них, быть лидером. Безусловно, женщины более эмоциональны, но это не недостаток. На мой взгляд эмоциональность помогает как во взаимодействии с коллективом, так и с деловыми партнерами. Что касается автобизнеса – будь то легковые автомобили, коммерческий транспорт или спецтехника – бизнес-процессы одни и те же, и нет каких-либо принципиальных особенностей. Конечно, в каждом бизнесе есть свои нюансы, которые руководитель должен знать и учитывать в своей деятельности для достижения лучших результатов.

- Как Вы пришли к руководству компанией Автоцентр ГАЗ Сармат в Новосибирске?

- Автоцентр ГАЗ Сармат был основан в 2005 году, став одним из 5 официальных дилеров марки ГАЗ. Я пришла в компанию в том же 2005 году на должность менеджера по продажам автомобилей, но по факту я работала оформителем документов, т.к. ничего не понимала в автомобилях, и тем более в грузовиках. К 2007 году Автоцентр ГАЗ Сармат остался единственным дилером ГАЗ в Новосибирске и открыл полнофункциональный дилерский центр.  В 2009 году я уже была руководителем отдела продаж ГАЗ. В 2011 году собственники компании предложили мне поработать в дилерском центре ГАЗ в Нижневартовске в качестве директора, поставив амбициозную задачу – вывести предприятие из кризиса и достигнуть определенных финансовых показателей. По сути это было антикризисное управление. Цель была достигнута за 6 месяцев, и в конце 2011 года я вернулась в Новосибирск. Следующей весной мне предложили занять должность директора автосалона ГАЗ в компании «Сармат» и, не смотря на предыдущий опыт, это был качественно новый шаг, т.к. Автоцентр ГАЗ Сармат входит в 10-ку крупнейших дилеров сети ГАЗ по объемам продаж и является крупнейшим дилером да Уралом. Моя карьера – это результат упорного труда, работы над ошибками, работы над собой и помощи наставника – моего непосредственного руководителя – генерального директора компании Морозова Дмитрия Владимировича.

- Что влияет на меньшее количество женщин в бизнесе, и почему их проекты не столь масштабны?

Я думаю женские бизнес-проекты просто не успели масштабироваться. Женщины сегодня очень активны, они ищут себя в бизнесе. Я даже слышала мнение мужчины-предпринимателя, что сегодня с женщинами удобнее работать и строить бизнес, потому что женщины знают, чего хотят, они более амбициозны и ответственны, чем мужчины. Думаю, пройдет совсем немного времени, и этот вопрос уже не будет актуальным.