Меню

Арест Дмитрия Каменщика: миллиардер считает, что правда на его стороне

В четверг, 18 февраля, Следственный комитет сообщил о задержании владельца аэропорта Домодедово Дмитрия Каменщика. Его подозревают в необеспечении безопасности во время теракта 2011 года.

Дмитрий Каменщик – миллиардер, он занимает 27-ю строчку в списке русского Forbes. В 2015 году его состояние оценивалось в 3,8 миллиарда долларов. Интересно то, что задержаний столь богатых бизнесменов не было в России с 2014 года, когда арестовали Владимира Евтушенкова по делу о хищении акций «Башнефти». Тогда после того, как компания по решению суда перешла государству, Владимир Евтушенков был освобожден из-под домашнего ареста. До ареста Евтушенков занимал 15 место в списке Forbes, а после — стал 35-м. 

Теракт 2011 года

В январе 2011 года в московском Домодедово смертник Магомед Евлоев совершил подрыв в зале ожидания. Известно, что он приехал в Домодедово на электричке. В результате взрыва погибли 37 человек, еще 170 человек были ранены. Предполагаемые организаторы теракта позже были убиты в Стамбуле. Турецкие СМИ писали, что их застрелил человек по имени Александр Жарков, который прибыл в страну по дипломатическому паспорту. Жаркова впоследствии найти не удалось.

Напомним, в 2011 году проверяли не всех людей, входящих внутрь, полная проверка введена только с 2014 года. До этого времени полицейские должны были обращать внимание только на тех, кто вызывает подозрение. Поэтому дело о неисполнении требований безопасности в Домодедово (ст. 263.1 УК РФ) было закрыто в ноябре 2015 года, пишет «Медуза» (издание внесено в список иноагентов в России).

Как сообщал тогда «Коммерсант», следователи сделали вывод, что руководство аэропорта в теракте не виновато, так как тотальную проверку могли ввести только по требованию МВД. Сотрудники аэропорта не имели права досматривать всех, кто входит в здание воздушной гавани: в обязательном порядке проверяли только пассажиров перед вылетом.

Второе уголовное дело

За несколько месяцев до того, как было закрыто первое дело по факту теракта, правоохранители возбудили новое. Второе дело заведено по новой же статье – 238 УК РФ – «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц». По этому делу в число подозреваемых вошли бывший глава компании Airport Management Company Limited Светлана Тришина (компания управляет аэропортом), бывший управляющий директор ЗАО «Домодедово Эрпорт Авиэйшен Секюрити» Андрей Данилов и бывший руководитель аэропортового комплекса Вячеслав Некрасов

9 февраля 2016 года суд арестовал  Некрасова и Данилова, который отвечал за авиационную безопасность в аэропорту, Светлана Тришина была арестована ранее.  Все фигуранты дела подозреваются в том, что не обеспечили должный уровень безопасности аэропорта, в результате чего смертник Магомед Евлоев сумел пройти внутрь. 

Единственный в своем роде аэропорт

До недавнего времени Домодедово был единственным частным аэропортом, обслуживающим столицу. Структура его собственности запутана и сегодня.

В 2011 году Дмитрий Медведев, бывший тогда президентом, потребовал найти владельцев аэропорта, в 2013 году вопрос поднял уже Владимир Путин. СК отвечал на это, что найти владельцев не может, так как они скрыты в офшорах. При этом Домодедово то раскрывало информацию о собственниках, то скрывало. В 2011 и 2013 годах, когда вопрос поднимался особенно остро, сообщалось, что конечный бенефициар Домодедово – Дмитрий Каменщик.

В 2014 году глава СК РФ Александр Бастрыкин заявил: «Мы знаем этих людей, но они говорят, что они не собственники». 

Летом 2015 года было заявлено, что СК наконец сумел найти владельцев Домодедово и будет требовать от них компенсацию за теракт. Считается, что бенефициаром аэропорта может быть также топ-менеджер Домодедово Валерий Коган, но Каменщик это опровергал. Он пояснял, что аэропорт куда лучше держать в офшоре, чтобы не стать жертвой рейдерской атаки.

Домодедово и власть

Аэропорт и власти всегда состояли в непростых отношениях. Власти (включая Путина) всегда хотели объединить все 3 столичных аэропорта в одну компанию, Домодедово был единственным, кто выступал против. Также Домодедово очень долго не мог получить деньги на третью взлетно-посадочную полосу. Каменщик же заявлял, что власти никогда не предлагали объединять Домодедово с государственными аэропортами. 

Задержание и реформы

Задержание Дмитрия Каменщика проходит на фоне реформы московского авиаузла. В сентябре 2015 года большая часть Шереметьево была передана Путиным в частные руки: около 70% аэропорта теперь принадлежит Аркадию Ротенбергу, Александру Пономаренко и Александру Скоробогатько. Тогда же президент дал поручение увеличить долю частных акционеров во Внуково. Кроме того, уже в марте этого года должен заработать четвертый столичный аэропорт, расположенный в Раменском.

Каменщик: правда на моей стороне

Накануне, 17 февраля, Дмитрий Каменщик собрал первую за пять лет пресс-конференцию, на которой заявил, что может стать фигурантом дела против бывших топ-менеджеров Домодедово.

«Никаких обвинений мне не предъявлялось, но я не исключаю такой вариант, так как у следствия есть соответствующие процессуальные полномочия», — сказал он, подчеркивая, что не скрывается от следователей и живет в Подмосковье.

Также он представил презентацию, которая, по его мнению, опровергает позицию следственных органов. Каменщик заявил, что регламент 2010 года фактически не отличался от документа 2007 года — они оба не требовали тотального досмотра посетителей аэропорта. Одновременно Каменщик назвал себя «основным собственником Домодедово».

РБК пишет, что допрос Каменщика продлился около 6 часов, сначала миллиардера допросили в качестве свидетеля, потом ему предъявили обвинение в совершении преступления, предусмотренного ч.3 ст. 238 УК РФ – «Выполнение работ или оказание услуг, не отвечающих требованиям безопасности, повлекшее по неосторожности смерть двух или более лиц», после чего допросили уже как обвиняемого.

Источники сообщили, что Каменщик приехал на допрос в 1-й отдел главного следственного управления СКР около 12:30 дня в сопровождении адвокатов, он был одет в спортивную куртку, толстовку и брюки в стиле милитари. С собой у владельца аэропорта был сумка с вещами и предметами личной гигиены.

Сообщается, что следователь, увидев миллиардера, спросил, почему тот не попытался скрыться за границу, когда это можно было легко сделать.

«Зачем бежать? Я знаю, что за мной правда!» — ответил владелец аэропорта.

Аэропорт Домодедово считает необоснованным задержание владельца аэропорта Дмитрия Каменщика. Об этом говорится в официальном комментарии Домодедово, опубликованном вечером в четверг. В заявлении подчеркивается, что позиция аэропорта по обвинениям, выдвинутым в связи с терактом 2011 года, остается неизменной. Ранее аэропорт заявлял, что Домодедово не видит оснований для уголовного преследования своих сотрудников.

«Мы рассчитываем на объективное рассмотрение сложившейся ситуации уполномоченными государственными органами», — говорится в последнем заявлении. Также в нем сказано, что аэропорт продолжает свою работу в штатном режиме.

Как Каменщик создавал Домодедово

Заниматься бизнесом 47-летний уроженец Свердловска Дмитрий Каменщик начал в 23 года. Будучи студентом философского факультета МГУ, он представлял в столице интересы компании «Ист-Лайн», зарегистрированной в 1991 году екатеринбургским предпринимателем и будущим политиком Антоном Баковым. Под этой маркой учредили авиакомпанию, которая выполняла чартерные грузовые перевозки. Через несколько лет Баков продал Каменщику «Ист-Лайн» за $10 тысяч, а самого Дмитрия впоследствии описывал как редкого трудоголика, «практически лишенного человеческих слабостей, друзей и увлечений».

В 90-е годы на базе аэропорта, получившего статус международного, Каменщик создал несколько профильных предприятий – от поставщика бортового питания до услуг хендлинга. Под его руководством началось строительство грузового терминала, в которое Каменщик инвестировал совместно с Домодедовским производственным объединением гражданской авиации.

В 1998 году Каменщик добился того, чтобы «Ист-Лайну» в долгосрочную аренду передали имущество аэродрома, которое по закону не может быть частной собственностью. Речь шла прежде всего о взлетно-посадочных полосах, стоянках лайнеров и других элементах инфраструктуры. Сам Каменщик тогда же занял кресло председателя совета директоров аэропорта Домодедово.

Последующие годы Дмитрий Каменщик работал над расширением и реконструкцией аэропорта. Производилось строительство пассажирских терминалов, развивалось транспортное сообщение между аэропортом и Москвой. В 2004 году «Ист-Лайн» продала собственную авиакомпанию и целиком сосредоточилась на более прибыльном аэропортовом бизнесе. Тогда же государство начало проявлять к деятельности аэропорта повышенное внимание. В частности, Росимущество попыталось оспорить передачу прав собственности и права аренды на объекты аэропорта, но президиум ВАС встал на сторону Каменщика: тремя решениями, принятыми в период 2006–2008 годов, суд подтвердил законность сделок. К этому моменту в Домодедово уже было вложено свыше $700 млн, он стал крупнейшим по пассажиропотоку аэропортом Московского авиаузла, пишет Slon.ru.

Кровавый теракт, совершенный в Домодедове в 2011 году, вывел конфликт Каменщика с государством на новый уровень: были открыты уголовные дела. В интервью, которое Каменщик дал журналу Forbes осенью прошлого года, он так описал свое отношение к логике следствия:

«Предположим, террорист приехал на электричке. Если бы в этот день не ходили электрички, то он бы не приехал – замерз бы в ожидании на платформе и вообще отказался бы от своих преступных намерений? Следует ли из этого, что вина начальника депо, которое выпустило электропоезд, является доказанной? Нет. Идея доказывания “какой угодно связи” не годится. Нужна прямая причинно-следственная связь: смерть должна наступить именно из-за оказания самой услуги – вот для чего нужна статья 238 УК».