В условиях спада экономики участники авторынка разрабатывают программы лояльности для клиентов и делают ставку на сервис. Большого роста продаж никто не прогнозирует.
В минувшем году новосибирский авторынок претерпел большие изменения — ряд игроков ушел, другие основательно пересмотрели брендовые портфели. Основную тенденцию сформулировал управляющий партнер компании DSO Consulting Сергей Дьячков:
«Продажи в сегменте масс‑маркет падают, а в премиум‑сегменте растут. Я трактую это как все большее расслоение общества. Кризис бьет по всем с разной силой».
Ориентируются на «чистку портфеля»
Для группы компаний «СЛК‑моторс» 2013 г., по словам управляющего директора ДЦ Hyundai Елены Кропочкиной, стал годом переосмысления своей позиции на рынке. Дилер отказался от нескольких брендов, которые были недостаточно эффективны.
«Оценив текущее положение брендов на рынке, линейку выпускаемой ими продукции и политику дистрибьюторов по наращиванию числа партнеров в регионе, мы отказались от дублирующих дилерств Lada, Volvo, Mitsubishi и Ford, — поясняет Елена Кропочкина. — Оставили Audi, Hyundai, Nissan, Toyota и Porsche, которые имеют у нас достаточную норму прибыли».
За последний год в Новосибирске в частности и по России в целом резко упали продажи Ford.
«Во-первых, дистрибьютор не учитывает интересы дилера, который для выполнения порой нереалистичных планов вынужден давать неоправданные скидки и нести дополнительные затраты по банковским процентам. Во-вторых, Ford в России стал, по сути, брендом одной модели Ford Focus, — объяснила Елена Кропочкина.
Самым непродолжительным оказалось сотрудничество «СЛК‑моторс» с «АвтоВАЗом». А вот компания «МАКС Моторс», до недавнего времени имевшая в брендовом портфеле только иностранные марки, наоборот, начала продажи автомобилей Lada. По словам генерального директора компании «СТС‑автомобили» Виктора Борицкого, из общей картины, отражающей спад на авторынке, выбиваются продажи марок Mercedes‑Benz и Nissan:
«У нашей компании за три года продажи автомобилей Mercedes‑Benz выросли в пять раз. В 2013 г. мы продали 675 машин. Во многом этому способствовал новый тренд: если в 2011–2012 гг. машины, в основном, покупали физические лица, то в 2013 г. вырос спрос со стороны корпоративных клиентов».
Компания «СТС‑автомобили» уверенно расширяется, ведет экспансию в другие города. Из 675 проданных машин порядка 500 реализованы в Новосибирске, остальные — в соседних регионах. Сейчас компания готовит к официальному открытию новый салон на Толмачевском шоссе. Продажи легковых и коммерческих автомобилей в нем уже идут.
Генеральный директор компании «АвтоСтар‑Сибирь» Ольга Сысоева говорит, что 2013 г. компания закончила с 30% ростом объемов продаж:
«Продажи BMW Group в прошедшем году были самыми успешными за всю историю концерна. Наибольшей популярностью пользовались кроссоверы BMW X3 и BMW X1 и, конечно, долгожданный новый BMW X5».
Есть основания испытывать удовлетворение и у компании «СМ‑моторс», торгующей автомобилями Honda.
«В Новосибирске мы увеличили продажи на 31%. В целом по России объемы продаж Honda выросли на 20%, — рассказала руководитель отдела продаж автоцентра «САН мастер» компании «СМ‑моторс» Екатерина Пожарская.