Меню

Банк России обязал страховщиков работать по-новому

С 30 мая страховые компании должны начать работать в соответствии с новыми требованиями: предусмотреть в условиях договоров возможность возврата клиентами уплаченной страховой премии за 5 дней.

Как сообщила пресс-служба СГУ Банка России, сибиряки почти в три раза чаще стали жаловаться на деятельность страховых компаний: за 2015 г. поступило 6 855 заявлений в Управление Службы Банка России по защите прав потребителей финансовых услуг и миноритарных акционеров в Сибирском федеральном округе.  

Из 1 227 заявлений жителей Новосибирской области 1 107 затрагивают ОСАГО. Значительная часть таких обращений в 2015 г. была связана с навязыванием страховыми компаниями дополнительных услуг: например, когда обязательным условием предоставления полиса ОСАГО становится заключение договора страхования жизни.

По мнению регулятора, такое «навязывание услуг» является административным правонарушением и наказывается соответствующим штрафом. Однако доказать, что услуга была предоставлена не добровольно, сложно: требуются показания свидетелей или аудиофиксация разговора с обязательным получением разрешения на запись.

Однако, если есть основания полагать, что услуга была действительно навязана, от нее можно легко «избавиться»: согласно Указанию Банка России № 3854-У от 20.11.2015 г. граждане вправе отказаться от приобретенной страховки в течение 5 дней, написав заявление, и полностью вернуть уплаченные за нее деньги, если договор еще не успел вступить в силу.

«Если договор начал действовать, но гражданин обратился за его расторжением в пятидневный срок, страховщик будет вправе удержать часть страховой премии, пропорционально количеству дней, прошедших с начала действия договора. Этот так называемый «период охлаждения» распространяется практически на все популярные виды страхования», – сообщает СГУ Банка России.

С 30 мая 2016 г. страховщики должны начать работать по-новому: предусмотреть в своих правилах и условиях договоров возможность возврата клиентами в пятидневный срок уплаченной страховой премии. При желании, страховая компания может увеличить этот срок, но не сократить. Однако главное условие возврата страховки – отсутствие в этот период страховых случаев. При этом Банк России будет проводить соответствующие проверки страховщиков.