Меню

Банки борются с ростом просроченной задолженности

эксперты Владимир Бученков начальник Управления организации и поддержки розничных продаж — заместитель директора Департамента розничного бизнеса банка «Алемар» Сергей Васильев начальник отдела по р

Из-за финансового кризиса доходы новосибирцев уменьшились. Сокращение зарплаты, потеря работы — все это привело к тому, что многие горожане потеряли возможность своевременно расплачиваться по банковским кредитам. Банки столкнулись с угрозой роста просроченной задолженности по кредитам физическим лицам.
эксперты
Владимир Бученков
начальник Управления организации и поддержки розничных продаж — заместитель директора Департамента розничного бизнеса банка «Алемар»
Сергей Васильев
начальник отдела по работе с частными клиентами филиала BSGV в Новосибирске
Светлана Кабанова
начальник Управления кредитования Банка ВЕФК-Сибирь
Олег Малый
заместитель управляющего филиала «Новосибирский» Русского Банка Развития
Александр Осин
главный экономист УК «ФИНАМ Менеджмент»
Сергей Перескоков
управляющий Новосибирского филиала Абсолют Банка
Ирина Пузынина
заместитель председателя правления банка «Региональный кредит» — директор Сибирского филиала
Анна Силаева
начальник отдела продаж кредитных розничных продуктов Новосибирского филиала Промсвязьбанка
Вадим Смочков
заместитель руководителя Управления Федеральной службы судебных приставов по Новосибирской области
Елена Тропина
заместитель управляющего Новосибирским филиалом Связь-Банка
Сколько новосибирцы задолжали банкам? Какой уровень просроченной задолженности банки считают критическим? Какие меры принимают банки, чтобы не допустить роста просроченной задолженности?
Просроченным считается кредит, платеж по которому задержан на 30 и более дней. По данным Банка России, на первое октября 2008 г. объем просроченной задолженности по кредитам физическим лицам в рублях в Новосибирской области превышал 2,9 млрд руб. С января 2008 г. он увеличился примерно на 30%.
Большинство опрошенных «ДК» банков отказались назвать долю просроченной задолженности в общем объеме выданных ими кредитов физическим лицам. Лишь Новосибирский филиал Связь-Банка сообщил, что по выданным им в Новосибирской области кредитам физическим лицам доля просрочки на первое января 2009 г. не превышала 3%.

Заместитель Управляющего Новосибирским филиалом Связь-Банка Елена Тропина говорит, что, по данным Банка России, на первое января 2009 г. в среднем по стране доля просроченной задолженности составляла 3,8%. По словам главного экономиста УК «ФИНАМ Менеджмент» Александра Осина, на первое декабря 2008 г. уровень просроченной задолженности составлял 3,53%: «Только в январе-ноябре 2008 г. «плохих» розничных долгов стало больше на 47 млрд руб.». Управляющий Новосибирского филиала Абсолют Банка Сергей Перескоков рассказывает, что, по данным Банка России, в целом по рынку четвертом квартале 2008 г. просроченная задолженность по кредитам физическим лицам увеличилась на 0,7%: «Это достаточно высокий показатель. Для сравнения: в первом квартале 2008 г. уровень просрочки возрос на 0,06%».

«Критичность уровня просроченной задолженности для каждого банка индивидуальна и достаточно серьезно зависит от структуры активов банка. При классической структуре активов банка, когда наибольшую долю занимают кредитные вложения, увеличение уровня просроченной задолженности существенно влияет на эффективность деятельности банка», — объясняет начальник Управления кредитования Банка ВЕФК-Сибирь Светлана Кабанова. По ее мнению, для большинства банков критический уровень просроченной задолженности — свыше 5%. Александр Осин отмечает, что, по разным оценкам, критическим для банков является уровень просроченной задолженности в 5-10%.

Зона риска — потребительское кредитование

«Со значительным ростом неплатежей по кредитам новосибирские банки столкнулись уже в ноябре прошлого года», — рассказывает Елена Тропина. Рост «плохих» долгов в 2008 г. подтверждает и большинство других банкиров. Светлана Кабанова называет этот рост незначительным. Заместитель председателя правления банка «Региональный кредит» — директор Сибирского филиала Ирина Пузынина констатирует, что просроченная задолженность стала быстрее расти во второй половине 2008 г. Из опрошенных банкиров только начальник Управления организации и поддержки розничных продаж — заместитель директора Департамента розничного бизнеса банка «Алемар» Владимир бученков утверждает, что в 2008 г. уровень просрочки в «Алемаре» не изменился.

Заместитель управляющего филиала «Новосибирский» Русского Банка Развития Олег Малый предполагает, что рост «плохих» долгов обусловлен не только тем, что многие заемщики испытывают финансовые трудности: «Есть еще одна причина. В четвертом квартале 2008 г. наш банк приостановил кредитные программы, и в результате кредитный портфель постепенно сокращался за счет очередных платежей по кредитам. Соответственно, доля проблемных кредитов в общей сумме кредитного портфеля возросла».

Наибольшие проблемы с просроченной задолженностью испытывают те банки, которые в погоне за многократным экстенсивным ростом кредитного портфеля слишком лояльно подходили к оценке заемщиков, проверке предоставляемых ими данных, кредитной истории и платежеспособности, считает начальник отдела по работе с частными клиентами филиала BSGV в Новосибирске Сергей ВасильеВ. По сведениям Осина, больше половины просроченной задолженности приходится на банки, специализирующиеся на экспресс-кредитовании и выдаче кредитов по пластиковым картам: «Это наиболее рискованные, но и сравнительно прибыльные для банков виды кредитования». Олег Малый напоминает о специфике экспресс-кредитования и выдачи кредитов по пластиковым картам: «Решения о выдаче таких кредитов банки принимают быстро и, соответственно, менее тщательно проверяют заемщиков. Логично, что просрочка по данным кредитным продуктам выше». На сегодняшний день РБР не занимается экспресс-кредитованием и массовой рассылкой пластиковых карт.

«Наиболее существенно просроченная задолженность увеличивается по экспресс-кредитам», — подтверждает Ирина Пузынина из Банка «Региональный кредит». Светлана Кабанова из Банка ВЕФК-Сибирь: «В основном просрочка увеличилась в сегментах потребительского кредитования, экспресс-кредитов. По автокредитам и ипотеке просроченная задолженность практически не увеличилась». «Чаще всего заемщики нарушают сроки выплат по программам потребительского кредитования без обеспечения», — говорит Елена Тропина. Тенденцию подтверждает и заместитель руководителя Управления ФССП по Новосибирской области Вадим Смочков. По его словам, в большинстве исполнительных листов речь идет о взыскании задолженности по потребительским кредитам: «Намного меньше должников по автокредитам, еще меньше — по ипотеке».

«Плохие» долги взыскивают через суд

Если заемщик все же оказался недобросовестным, банк может попытаться взыскать задолженность через суд. Новосибирский филиал Связь-Банка в 2008 г. обратился в суд с девятью исками на общую сумму 1,2 млн руб. «Пока все дела находятся на рассмотрении», — рассказывает Елена Тропина. Владимир Бученков отмечает, что банк «Алемар» старается решить все вопросы с «неаккуратными» заемщиками в досудебном порядке. «Обращения в суд являются крайней мерой, на которую банк идет только в том случае, когда остальные способы взыскания задолженности оказываются неэффективными», — подтверждает Перескоков. И хотя эффективность судебного механизма взыскания задолженности тоже невелика, рост просрочки вынуждает банки все чаще обращаться в суды с исками о взыскании задолженности, говорит Ирина Пузынина.

В 2008 г. Управлению Федеральной службы судебных приставов (ФССП) по Новосибирской области удалось взыскать с должников по кредитам около 140 млн руб., в то время как исполнительных листов служба приставов получила на 2,1 млрд руб. Количество исполнительных листов возросло примерно с 11 тыс. в 2007 г. до 18,7 тыс. в 2008 г. «У многих должников просто нет никакого имущества, которое можно было бы арестовать в счет погашения долга. Примерно треть исполнительных листов возвращается взыскателям с актом о невозможности взыскания», — рассказывает Вадим Смочков.

Возврату долга препятствует и то, что оценочная стоимость залога зачастую превышает рыночную цену. По словам Вадима Смочкова, по этой причине не удается реализовать около 40% попавшего под арест залогового имущества. Он объясняет, что до сих пор при вынесении судами решений о продаже арестованного залога его оценка, сделанная еще во время заключения кредитного договора, как правило, не пересматривалась: «В итоге залоговая цена автомобиля или квартиры оказывается выше рыночной». Он надеется, что теперь ситуация улучшится, так как законодательство изменилось: с февраля не проданное залоговое имущество можно будет уценить сначала на 15%, а затем еще на 10%.

Служба судебных приставов ищет все новые возможности для того, чтобы исполнить решения судов об удовлетворении требований кредиторов. Так, подписанное несколько недель назад управлением ФССП соглашение с МТС позволит приставам получить информацию о наличии у должников сотовых телефонных аппаратов, чтобы наложить на них арест. По словам Вадима Смочкова, «МегаФон» уже предоставляет приставам подобную информацию, планируется заключить соглашение и с «Вымпелкомом».

Должникам могут предоставить отсрочку

В конце прошлого года — начале нынешнего ряд российских банков увеличил размер штрафных санкций за просрочку платежей по потребительским кредитам, рассказывает Александр Осин. В то же время, например, Связь-Банк в начале января отменил штрафы за просрочку платежей по потребительским и автокредитам (с условием погашения всей суммы просроченной задолженности до конца февраля 2009 г.). Одновременно Связь-Банк предоставил заемщикам возможность отсрочки (сроком до года) уплаты платежей по основному долгу по потребительским кредитам. О готовности предоставлять ипотечным заемщикам отсрочку на полгода-год заявил Сбербанк.

«Меры, принимаемые банками для возврата просроченной задолженности, напрямую зависят от ситуации, которая складывается в банке, и от наличия ресурсной поддержки с внешней стороны. Поэтому каждый банк выбирает для себя наиболее приемлемый вариант. Наш банк выбрал такую тактику: не ужесточать меры за просроченную задолженность, а предоставить отсрочку платежа. Правда, каждое обращение анализируется на кредитном комитете», — говорит Светлана Кабанова.

«Нет смысла дополнительно повышать кредитную нагрузку, увеличивая штрафы за просроченные платежи. Подобный метод, на мой взгляд, может стимулировать к более аккуратному внесению платежей тех заемщиков, которые имеют возможность погашать кредит в соответствии с графиком, однако относятся к своим кредитным обязанностям недостаточно внимательно. В этом случае риск выплаты высокого штрафа может сыграть дисциплинирующую роль и поможет повысить ответственность клиента. Если же у заемщика нет возможности для выплаты кредита, штраф не поможет», — считает Сергей Перескоков из Абсолют Банка.

По его словам, Абсолют Банк предлагает заемщикам программу реструктуризации займов: «Она ориентирована на добросовестных заемщиков, которые столкнулись со сложностями в выплате кредита в связи с изменившимся финансовым состоянием». Решение принимается по итогам повторного андеррайтинга заемщика.

«В последние месяцы все больше заемщиков обращается к нам с просьбами об отсрочке платежа», — рассказывает начальник отдела продаж кредитных розничных продуктов Новосибирского филиала Промсвязьбанка Анна Силаева. По ее словам, возможность реструктуризации долга банк рассматривает индивидуально. На индивидуальной основе предоставляет физическим лицам отсрочки в погашении кредитов и Банк ВЕФК-Сибирь. «Это редкие случаи», — говорит Светлана Кабанова.

«Из-за роста просроченной задолженности РБР не стал ни ужесточать штрафы, ни отменять их. По каждому заемщику решение принимается индивидуально. Тем, чьи доходы сократились, банк предоставляет возможность рефинансировать кредит (уменьшить величину ежемесячного платежа по кредиту, увеличив его срок), а тем, кто потерял работу, но предпринимает активные усилия по ее поиску, — дает отсрочку платежа на срок до трех месяцев», — рассказывает Олег Малый.

Возможность предоставления отсрочки платежа по основному долгу на три или шесть месяцев рассматривает банк «Региональный кредит». Как отмечает Ирина Пузынина, такая мера позволит снизить нагрузку на клиента по ежемесячным платежам на период поиска новой работы.

«В январе 2009 г. в филиал РБР с прось- бами об отсрочках платежа или рефинансировании кредитов обратились порядка 45 человек», — рассказывает Олег Малый. Пока филиал РБР рефинансировал кредиты четырем заемщикам. «За счет увеличения срока кредита ежемесячные платежи были уменьшены, например, 49-летней владелице бизнеса Ольге И. В 2006 г. она взяла кредит на сумму 500 тыс. руб. Ежемесячный платеж составлял 16 тыс. руб., обязательства по кредиту выполнялись своевременно. Но сейчас ее бизнес испытывает большие финансовые трудности (сократились заказы, выросла дебиторская задолженность), и практически единственным доходом стала зарплата мужа», — рассказывает Малый. Возможно, помощь филиала РБР получит большее число новосибирских заемщиков — решения приняты еще не по всем поступившим обращениям.

В Новосибирский филиал Связь-Банка с просьбой об отсрочке по основному долгу к началу февраля 2009 г. обратились одиннадцать человек. Одному она уже предоставлена, при этом процент- ная ставка по кредиту не изменилась. «Кредит он получил в апреле прошлого года, а с просьбой об отсрочке обратился в январе в связи с потерей работы. Учитывая, что на тот момент у него уже было предложение от работодателей и в ближайшее время он планировал выйти на новую работу, мы решили предоставить социально активному клиенту, пострадавшему от кризиса, отсрочку по уплате основного долга на два месяца», — говорит Елена Тропина.

Банкиры ожидают дальнейшего роста «плохих» долгов

Олег Малый уверен, что доля просрочки по кредитам физических лиц в 2009 г. будет расти: «Основная причина — экономический кризис. Чем дольше он затянется, тем больше будет просрочка». Продолжающийся финансовый кризис, стагнацию экономики в стране, рост безработицы называет главными причинами дальнейшего роста доли просроченной задолженности Светлана Кабанова.

Рост «плохих» долгов считает вероятным и Александр Осин. Он надеется, что рост просрочки не вызовет очередного кризиса в банковском секторе: «Более вероятна дальнейшая постепенная консолидация банковского сектора РФ на базе господдер- жки и средств кредитных организаций из 200 первых по объему активов».

Александр Осин считает, что к концу 2009 г. — в 2010 г. по мере прояснения ситуации в экономике, возможного начала постепенного восстановления инвестиционной активности сначала на американских финансовых рынках и продолжения господдержки кредитного сегмента российские кредитные организации наконец «прочувствуют» необходимость договариваться с клиентами.

«Весь банковский сектор готовится к дальнейшему ухудшению качества кредитного портфеля. Ситуация не радует. По данным Росстата за декабрь 2008 г., число безработных россиян выросло на 26,1% по сравнению с декабрем 2007 г. Это серьезный сигнал — волна сокращений затрагивает многие отрасли экономики», — говорит Елена Тропина.

В условиях кризиса перед банками еще острее стал вопрос об оценке платежеспособности потенциальных заемщиков. Как объясняет Сергей Васильев, на первое место по важности выходит уже не столько их нынешнее место работы, сколько общий трудовой стаж и профессиональная востребованность: «Банк вынужден предусматривать возможную ситуацию смены заемщиком работы и оценивать его возможности по дальнейшей выплате кредита».