Меню

Без жаргонизмов и бранных слов – каким должен быть бренд?

«Откажитесь от обозначений, которые противоречат нормам морали, общественным интересам». На что обратить внимание при выборе названия своего продукта? 5 рекомендаций новосибирского юриста.

Партнер юридической компании «ИНТЕЛАЙТ» Ирина Бабинцева

Распространенная ситуация: собственник хочет защитить свой бренд, а его защитить нельзя. Хуже, когда собственнику «прилетает» претензия по нарушению прав на чужой товарный знак.

Сегодня мы поговорим о том, что нужно учитывать при выборе обозначения, чтобы можно было его защитить.

1. Выбирайте обозначение, которое обладает различительной способностью.

Не обладают различительной способностью простые наборы цифр, букв, простые геометрические формы, лишенные оригинальности.

Регистрация таких обозначений возможна только при условии приобретения обозначением различительной способности. Различительную способность необходимо будет еще доказать, собирая большой объем документов.

Так, была доказана различительная способность обозначения «МДМ», которое активно использовалось компанией «МДМ Банк». В качестве доказательства различительной способности этого обозначения было представлено социологическое исследование.

Зачем выбирать обозначение, с которым могут быть проблемы?

2. Откажитесь от описательного обозначения.

Описательное обозначение – это обозначение, которое указывает на тот товар, который вы продаете, или услугу, которую вы оказываете.

Предприниматели думают, что лучше использовать понятное для потребителя обозначение, в котором содержится название товара или услуги.

С одной стороны, они правы, так как потребителю будет сразу понятно, чем занимается компания.

С другой стороны, описательное обозначение нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака.

Например, слово «Турагентство» для туристических услуг нельзя зарегистрировать в качестве товарного знака. Оно может быть в составе товарного знака в качестве неохраняемого элемента, поэтому нельзя будет запрещать другим компаниям использовать это обозначение.

Слова, которые указывают на качество, количество товара и т.д., также самостоятельно не могут быть зарегистрированы в качестве товарного знака.

3. Откажитесь от обозначений, которые противоречат нормам морали, общественным интересам.

Секс продает. Этим принципом часто руководствуются предприниматели при выборе названия своего продукта или услуги. Однако в регистрации таких товарных знаков часто отказывают. Также отказывают в регистрации в качестве товарных знаков жаргонных и ругательных слов.

Не так давно Роспатент отказал одной новосибирской копании в регистрации товарного знака «Ешкин кот», признав его бранным. Безусловно, это субъективный критерий отказа в регистрации товарного знака, поэтому в каждом конкретном случае необходимо оценивать шансы на регистрацию товарного знака.

Выбирая обозначения на грани, вы можете создать себе проблемы с антимонопольными органами по нарушению законодательства о рекламе.

4. Проверьте, зарегистрирован ли аналогичный или сходный товарный знак кем-то другим.

Каждый день в Патентное ведомство поступают десятки заявок на различные товарные знаки. Риск того, что кто-то уже зарегистрировал на себя понравившееся вам обозначение, велик.

Рекомендуем вам проверить свободно ли обозначение, можно ли его использовать, не нарушая права других лиц. Как проверить обозначение? Существуют различные базы, в которых вы сами можете провести поиск.

5. Проверьте, не нарушаете ли вы авторское право.

Названия произведений, персонажи охраняются в качестве объектов авторского права. Для использования объектов авторского права необходимо получить разрешение правообладателя.

Кроме того, если логотип для вас был разработан, заключите договор об отчуждении прав. Бывали случаи, когда уже зарегистрированные товарные знаки аннулировались из-за нарушения авторского права. Кроме благозвучности и привлекательности стоит обратить внимание на возможность защиты бренда.

Рано или поздно вопрос защиты бренда встает перед любым успешным предпринимателем.