Меню

Бизнес и физика — что общего?

Закон сложения сил, или миф про команду. Закон предела и энтропии. О чем это? О том, что все в жизни работает по одним и тем же законам — что природа, что бизнес.

Управляющий партнер компании «Новое качество», основатель Клуба Директоров, психолог Ирина Григорьева

Читая на досуге (признаюсь, случайно) Я.И.Перельмана, обнаружила, как увлекательно перекладывать законы физики на бизнес.

Закон сложения сил или миф про команду

Только ленивый не писал про команду. Иногда мне кажется, что слова, словосочетания «команда», «командная работа» — это мантра, которую повторяют руководители, коучи, тренеры, как бы убаюкивая и гипнотизируя себя и окружающих с целью увидеть команду там, где ее нет — еще или уже нет. Это как: «Сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет». Зато приятно психике.   

Часто команду метафорически сравнивают с работой муравьев. Типа как складно муравьи несут себе в дом гусеницу — это слаженная дружная работа, направленная на единую цель. Вот и команда в бизнесе должна действовать также: слаженно, сплоченно, дружно и на одну цель. А вот и нет. По закону сложения сил в физике, муравьи молодцы: они тащат гусеницу каждый в своем направлении. У них нет сотрудничества, каждый муравей в команде работает сам на себя, вовсе не думая помогать коллегам. Нет у них сотрудничества, сплоченности, взаимопомощи. Да-да, как бы это сейчас неожиданно ни звучало.

Как же они все-таки затаскивают гусеницу к себе в муравейник?  Им помогает Закон сложения сил, по которому разнонаправленные вектора обеспечивают движение объекта в одном направлении. То есть каждый муравей, двигая свой будущий ужин в своем направлении, но точно представляя себе финишные координаты дома, приводит объект в движение.

Перекладываем это на бизнес. Получается вот что. Команда придет к результату, если:

  1. Каждый член команды четко знает конечную цель и ее координаты — критерии.
  2. Каждый член команды двигается, не стоит на месте. Двигается в любом направлении относительно цели, при этом работает на себя! Видимо, в рамках своих компетенций и возможностей.

Мне кажется, интересный вывод из физического закона. И все. Главное — муравьям не мешать. Конечно, там еще вопрос мотивации. Вернее, у муравьев он не стоит, они же ужин несут, в отличие от сотрудников. Но про мотивацию в другой раз.

Закон предела и энтропии 

«Нет предела совершенству». Физики знают: любая последовательность стремится к нулю, но никогда не достигнет его — это закон предела. Значит, любой объект стремится к хаосу. Все стремится к нулю. А зачем? Так устроен мир. Энтропия. Красивое слово. А структура требует энергии и воли, бизнес-структура — тем более. Потому, выстраивание систем, регулярностей, регламентов требует усилий. Вспомните, как вы внедряли 1С, CRM, систему мотивации или сами начинали ходить в спортзал.

И тут в физику вступает психофизиология: дофаминовая выработка. Постараюсь сказать про это просто. Дофамин — это тот медиатор нервной системы и гормон, который «заставляет» вас достигать цели. Чем выше его уровень выработки, тем больше воля у человека и тем больше он стремится к структуре и способен строить системы. Недавно наука подтвердила, что люди рождаются с уже заданным уровнем дофамина (почитайте В.Дубынина и И.Якутенко). На него не влияют ни тренинги, ни внешние уговоры. Есть только некоторые способы влияния, они очень индивидуальны.

2\3 людей обладают сниженным уровнем дофамина, отсюда они вместо систем и регулярностей уходят в хаос. Например, вместо систематической каждодневной работы с CRM «придумывают» себе задачи, которые оттягивают время на работу с CRM. А в спортзале могут заниматься только с тренером, который неусыпно контролирует упражнения, не дает «соскочить» с тренировки, выполняя роль «воли» ученика. Получается, что всяческие внедрения систем в бизнесе сопряжены с трудностями хаоса (энтропией) и уровнем дофамина у людей. Вот вам и человеческий, даже биологический фактор.

Вывода два:

  1. Совершенство невозможно, но стремление к нему похвально. Повышает самооценку и тщеславие подкармливает.
  2. Хотите системного бизнеса, структурированной работы — ищите людей с повышенным уровнем дофамина. А как их идентифицировать? Приходите, расскажу.