Основатель сети «Балет с 2 лет» Дмитрий Корнеев рассказал, как за два года создать бизнес, способный заинтересовать франчайзи, и как понять, в какие франшизы стоит вкладываться, а где кроется подвох.
История «Балета с 2 лет»
— Первую школу мы с женой Татьяной, которая всю жизнь занималась балетом, открыли в 2016 году. Мы хотели отдать свою двухлетнюю дочь в балет, по примеру мамы, но девочку не приняли ни в одну из московских балетных школ — оказалось, что набор везде открыт для детей с 6-7 лет. Обучать ребенка дома не хотелось, так и возникла идея открыть школу. Мы сняли помещение и провели рекламную кампанию по ближайшим детским садам.
Изначально зарабатывать на балетной школе мы не планировали, хотели просто окупить аренду помещения для занятий. Когда мы поняли, что школа приносит деньги, то сознательно откладывали шаг по продаже франшиз до полного формирования собственной сети и отработки всех элементов бизнеса. Нам было необходимо самим научиться открывать идеальные школы, полностью стандартизированные, с нуля и за короткий срок, и обязательно прибыльные. Когда у нас это начало получаться, мы поняли, что бизнес готов. Нам потребовалось на это два года. Мы самостоятельно «упаковывали» франшизу и все ее элементы. По сути, во франшизу попадали все стандартизированные элементы и процессы бизнеса.
Сейчас «Балет с 2 лет» есть в Москве, Санкт-Петербурге, Химках, Мытищах, Китае, Швейцарии, ОАЭ. Сеть школ насчитывает более 60 филиалов.
Без неудач обойтись, конечно, не могло. Так, несколько недобросовестных партнеров пытались обойти правила сети и открыть по системе «Балета с 2 лет» собственные школы — это было очень неприятно, но система школ была настолько автоматизирована, что открыть такую школу без доступа к ней оказалось невозможно. Попадались и недобросовестные преподаватели, которые или не находили общий язык с детьми, или создавали конфликты с родителями. Это говорит о том, что всегда нужно очень внимательно выбирать партнеров.
Как понять, какие франшизы стоят вложений
— Франшизы постепенно набирают популярность, и все чаще люди, у которых есть средства для инвестирования, обращают свое внимание именно на франшизы. Вообще я вижу, что формируется целый класс франшизоориентированных людей — это, например, ТОП-менеджеры крупных компаний, которые ищут гарантированные варианты для инвестиций. Хорошая франшиза — это именно инвестиция, а не просто свое дело.
Но всегда стоит помнить, что сейчас очень много незрелых франшиз — на рынок выводится то, что не работает даже у создателей. Когда мы принимали решение о продаже франшизы своего бизнеса, то ждали несколько лет, пока наш продукт не стал абсолютно отработанным у нас самих. Мы часто видим, как предприниматели запускают франшизу, еще ничего не добившись в своем деле. Работать с такими франшизами — большие риски, а их ценность очень условна.
И какой в этом смысл? Мне кажется, стоит смотреть на лидеров рынка. А те, кто не лидер, пусть доведут бизнес до уровня, при котором смогут занять достойное место на рынке, а потом уже продают франшизу. И проверять франшизу нужно так — ехать и смотреть, как этот бизнес работает у основателей. Если он действительно хорошо работает, и вы видите, что у них все лучше, чем у конкурентов, принимайте решение.
Если основной бизнес работает и достиг высокого уровня, то и франшизы его с большой долей вероятности будут работать. Бывают, кстати, случаи, когда основной бизнес не работает, а его франшизы работают, но это исключение и, мне кажется, за такое не стоит платить деньги. А вообще франшизная история — это вполне нормально. Для розничного рынка это работает во всем мире и у нас: люди приходят к нам, и через два месяца у них уже готовый работающий бизнес — и это только благодаря франшизе.
Я вижу сейчас одну главную тенденцию на рынке — расширение спроса. Франшизы все более приживаются у нас в стране, и интерес к ним растет. Это стимулируется успехом франшиз и позитивными примерами, а также экономической ситуацией: сейчас открывать малый бизнес с нуля становится крайне рискованно и невыгодно. Гораздо безопаснее и проще выбрать подходящую для себя франшизу.
Как это сделать? Изучайте лучшие франшизы и делайте правильный выбор. Консультируйтесь с юристами, изучайте опыт работ других филиалов, открытых по выбранной вами франшизе до вас. Немаловажный фактор — люди, которые владеют франшизой и с которыми вам предстоит работать. Если вы не доверяете им, значит, и работать будет сложно. Вы покупаете франшизу и должны проверить все экономические и юридические аспекты.
Также важно помнить, что у всех состоявшихся франшиз все показатели прозрачны. Если же открытости нет, то надо опасаться таких франшиз. Это странно и неестественно.
Какой бы хорошей ни была франшиза, это не отменяет необходимости следить за этим бизнесом и работать над тем, чтобы он приносил доход. Будущему покупателю франшизы необходимо быть готовым работать в этом бизнесе либо нанимать управляющего. Ни один розничный бизнес, особенно сервисно ориентированный, сам по себе не работает. Хочется развеять миф, насаждаемый продавцами: купите — и все попрет. На самом деле не попрет!
Наиболее успешными будут те, кто вникает в детали, кто готов работать изо дня в день, кто не рассматривает франшизу как «просто вложил деньги и забыл», кто понимает, что это бизнес, за которым необходимо следить. Ни одна франшиза не будет работать сама по себе. Это главное правило при принятии решения о покупке. Если не готовы работать, то лучше инвестируйте средства под фиксированный доход. К нам иногда приходят потенциальные партнеры с желанием инвестирования и получения пассивного дохода. Таким людям мы предлагаем просто вложить в наш бизнес, не открывать собственный, потому что низка вероятность, что у них этот бизнес станет прибыльным.