Бизнес в развитии проходит несколько стадий. Один из самых ярких этапов Ицхак Адизес назвал «давай-давай»: первый успех, быстрый рост продаж, бурное, но абсолютно интуитивное и хаотичное развитие...
Управляющий партнер «Аптайм» Анна Муравьева
Если вы решили взрослеть, то должны объективно оценить вашу систему управления. Итак, что такое компания на этапе «давай-давай»?
— Акцент — на продажах. Маркетинг — в зачаточном виде, только обеспечивает продажи;
— Стратегии нет (движение вперед — набор случайных решений);
— Качественного финансового управления нет (откуда пришли деньги? куда ушли?);
— Ответственности нет (вернее — она есть, но зачастую целиком и полностью на плечах собственника);
— Структура «дышит», все занимаются всем;
— Планирования нет, в лучшем случае есть примерное видение, в худшем — работаем как привыкли, всегда же срабатывало...
Однако, чем дольше компания растет в этом состоянии, тем отчетливее понимание: если мы и дальше будем так работать, то точно захлебнемся. И вроде бы все вокруг движется, компания набирает обороты, клиентов столько, что самое время радоваться и гордиться собственными достижениями... Но однажды собственник просыпается с ощущением, что бизнес стал неуправляемым, или что сотрудников вроде много, а работает он один.
Что нужно, чтобы от хаоса перейти к порядку в управлении? От «давай-давай» к «юности», а затем и к «расцвету»?
- Осознать, что вам необходим переход от управления на основе интуиции к профессиональному менеджменту. Даже если очень не хочется, придется учиться, учить людей, возможно, даже с кем-то расстаться и переходить от «ручного» управления к «коробке-автомат» (к системным решениям, которые помогут не только создать, но и в дальнейшем поддерживать порядок). Поверьте те, кто хочет перейти в состояние «юности», а затем и к «расцвету», рано или поздно должны будут пройти этот путь.
- Когда это осознание пришло, необходимо взглянуть на управление сверху, целостно. И это вовсе непросто, когда ты «по уши» в оперативке. При этом важно отметить, что целостное видение бизнеса должно быть не только у собственника, но и у директора и остальных ТОП-менеджеров (собственно, именно взгляд «сверху» на весь бизнес и есть одно из ключевых отличий линейного менеджера от ТОПа).
- Поняв, чего сейчас не хватает, остается просто пошагово выстроить новую систему управления, элемент за элементом. Нет, конечно, не «просто», но необходимо.
Кстати, о людях. Когда есть стратегия и понимание, каких результатов с точки зрения бизнеса мы хотим добиться, тогда и можем рисовать структуру: решать, какие должности нужны для реализации стратегии, а какие нет, какие требования предъявлять к сотрудникам на этих должностях. А еще — за какие результаты люди в этой структуре несут ответственность (ответственность в зрелой компании должен нести не только собственник, и бремя принятия решений не должно лежать только на его плечах). И т.д.
Все в системе управления взаимосвязано. Одно неполноценно без другого.