Меню

Бизнес на одном листе. Да, так можно было

Бизнес в развитии проходит несколько стадий. Один из самых ярких этапов Ицхак Адизес назвал «давай-давай»: первый успех, быстрый рост продаж, бурное, но абсолютно интуитивное и хаотичное развитие...

Управляющий партнер «Аптайм» Анна Муравьева

Если вы решили взрослеть, то должны объективно оценить вашу систему управления. Итак, что такое компания на этапе «давай-давай»?

— Акцент — на продажах. Маркетинг — в зачаточном виде, только обеспечивает продажи;

— Стратегии нет (движение вперед — набор случайных решений);

— Качественного финансового управления нет (откуда пришли деньги? куда ушли?);

— Ответственности нет (вернее — она есть, но зачастую целиком и полностью на плечах собственника);

— Структура «дышит», все занимаются всем;

— Планирования нет, в лучшем случае есть примерное видение, в худшем — работаем как привыкли, всегда же срабатывало...

Однако, чем дольше компания растет в этом состоянии, тем отчетливее понимание: если мы и дальше будем так работать, то точно захлебнемся. И вроде бы все вокруг движется, компания набирает обороты, клиентов столько, что самое время радоваться и гордиться собственными достижениями... Но однажды собственник просыпается с ощущением, что бизнес стал неуправляемым, или что сотрудников вроде много, а работает он один.

Что нужно, чтобы от хаоса перейти к порядку в управлении? От «давай-давай» к «юности», а затем и к «расцвету»?

  1. Осознать, что вам необходим переход от управления на основе интуиции к профессиональному менеджменту. Даже если очень не хочется, придется учиться, учить людей, возможно, даже с кем-то расстаться и переходить от «ручного» управления к «коробке-автомат» (к системным решениям, которые помогут не только создать, но и в дальнейшем поддерживать порядок). Поверьте те, кто хочет перейти в состояние «юности», а затем и к «расцвету», рано или поздно должны будут пройти этот путь.  
  2. Когда это осознание пришло, необходимо взглянуть на управление сверху, целостно. И это вовсе непросто, когда ты «по уши» в оперативке. При этом важно отметить, что целостное видение бизнеса должно быть не только у собственника, но и у директора и остальных ТОП-менеджеров (собственно, именно взгляд «сверху» на весь бизнес и есть одно из ключевых отличий линейного менеджера от ТОПа).
  3. Поняв, чего сейчас не хватает, остается просто пошагово выстроить новую систему управления, элемент за элементом. Нет, конечно, не «просто», но необходимо.

Кстати, о людях. Когда есть стратегия и понимание, каких результатов с точки зрения бизнеса мы хотим добиться, тогда и можем рисовать структуру: решать, какие должности нужны для реализации стратегии, а какие нет, какие требования предъявлять к сотрудникам на этих должностях. А еще — за какие результаты люди в этой структуре несут ответственность (ответственность в зрелой компании должен нести не только собственник, и бремя принятия решений не должно лежать только на его плечах). И т.д.  

Все в системе управления взаимосвязано. Одно неполноценно без другого.