Меню

Бизнес, осторожно: «ограничительный тариф». Юрист — о «выходе из тени»

Тренд «вывести всех из тени», «сделать бизнес прозрачным», «борьба с обналом» усиливается, банки вынужден) запрашивать у клиентов доказательства легитимности операций, вводить «ограничительный тариф»…

Управляющий партнер ООО «Юсконсалт» Евгения Бондаренко, юрист ООО «Юсконсалт» Богдан Самсонов

По сведениям главы Центрального банка России Эльвиры Набиуллиной, порядка 70% случаев отзыва лицензий у банков РФ в 2016 г. было связано с нарушением Федерального закона № 115-ФЗ «О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма». Банкам вменялось попустительство и обслуживание «теневой экономики», и в целом формальное отношение к исполнению 115-ФЗ.

Банки «урок» усвоили и стали более тщательно проверять операции клиентов.

Достаточно распространенными стали истории о блокировке счетов, о приостановлении операций по счетам, об отказе в совершении операций. В основном это коснулось ИП и юридических лиц, которые часто совершают операции с наличкой, имеют несколько корпоративных карт (это могут быть туристические агентства, компании по сбору металлолома, обучающие центры и т. д.).

По мнению регулятора, все, кто имеют большой оборот наличных денежных средств, могут участвовать в их «отмывании» и легализации. И если компания или ИП уже попала в «черный список», открыть расчетный счет в другом банке будет практически невозможно.

Банки могут вводить «ограничительный тариф» — повышенный тариф за совершение любых РКО, в некоторых банках он может достигать 25%, т.е. если вам необходимо заплатить своему контрагенту 1 млн. руб., то банк может взять 250 тыс.  руб. за совершение такой операции.  

С чего все начинается?

Как правило, до введения блокировки, введения «ограничительного тарифа», от банка поступает требование о предоставлении подтверждающих документов, об источнике денежных средств клиента.

Даже при наличии незначительного сомнения в подлинности документов или непредставлении одного документа из множества запрошенных, банки могут осуществить блокировку операций по счету либо перевести клиента на «ограничительный тариф».

Кто в зоне риска?

Неблагонадежные клиенты, в соответствии рекомендациями № 19-МР ЦБ, обладают двумя или более признаками из списка:

  • наличные составляют более 30% от недельного оборота;
  • с даты создания юридического лица прошло менее двух лет;
  • деятельность, в рамках которой производятся операции по зачислению и списанию средств со счета, не создает у его владельца обязательств по уплате налогов либо налоговая нагрузка является минимальной;
  • деньги поступают на счет от контрагентов, по чьим банковским счетам проводятся операции с признаками транзитных;
  • деньги на счет поступают от контрагента, который одновременно переводит средства на счета других клиентов;
  • средства, как правило, поступают на счет суммами, не превышающими 600 тыс. руб.;
  • снятие наличных осуществляется регулярно, ежедневно или в течение трех-пяти дней со дня поступления;
  • снятие наличных в сумме, не превышающей 600 тыс. руб., либо в сумме, близкой к максимальному объему средств, который может выдаваться клиенту в течение одного операционного дня;
  • деньги снимаются в конце одного операционного дня и снова — в начале следующего;
  • у клиента несколько корпоративных карт, через которые снимаются наличные, а других операций почти нет.

Подробнее с подходами регулятора можно ознакомится в Методических рекомендациях ЦБ РФ от 21 июля 2017 года №18-МР и Методических рекомендациях ЦБ РФ №19-МР от 21 июля 2017 года.

Сомнительных — в общую базу

При выявлении признаков сомнительности банк составляет список подобных клиентов и передает его ЦБ РФ и Росфинмониторинг, которые ведут единый список и распространяют его между всеми банками России.

Попав в подобный список, очень нелегко из него выбраться. Вместе с тем, список является рекомендательным, и каждый отдельный банк самостоятельно принимает решение в отношении сомнительного клиента, как правило, основываясь на анализе запрашиваемых документов.

Что делать?

  1. Прочитать еще раз договор банковского счета, ознакомиться с тарифами своего банка (актуальные тарифы содержаться на сайте банка);
  2. Предоставлять документы и отвечать развернуто на требования банка;
  3. В случае неадекватности требований банка, в случае нарушения процедуры действия банка можно обжаловать, неправомерно удержанные банком средства возвратить с процентами.

Выход есть всегда

В любом случае действия банка должны быть разумными, адекватными и обоснованными и не должны приводить к обогащению банка.

На практике, после предупреждения банка о введении ограничительного тарифа путем переписки и переговоров удавалось убедить банк в необоснованности введения такого тарифа.

В судебной практике уже имеются случаи взыскания неправомерно удержанных банком сумм, см. судебные акты по делам: № А46-18221/2017.