Меню

бизнесмены едут за границу за идентичностью

У Маяковского в поэме «Хорошо» есть такая фраза: «Другим странам по сто - история пастью гроба, а моя страна подросток - твори, выдумывай, пробуй».

 

 Он писал эти строки в 1920-е гг., когда молодая советская республика действительно была подростком – резко повзрослела она только в 1937 г. Если брать за точку рождения сегодняшней России 1991 г., то сейчас наша страна снова проходит подростковый возраст. Она глупая, жестокая, жадная, в прыщах, ужасно озабоченная, мотивированная грубыми вещами, не понимающая себя, не умеющая контактировать. А самое главное – подростков не интересует идентичность, ощущение себя частью общности. У них она на уровне маленькой волчьей стаи. В России проблемой идентичности никто не занимается, и именно поэтому из страны утекает собственность и уезжают предприниматели.

Простой пример: на Facebook есть три группы выпускников физтеха МФТИ. Одну модерирует парень, который живет в Чикаго, вторую – выпускник, уехавший в Бостон, третью вообще ведут на английском языке. Потому что официальный сайт выпускников физтеха не работает. Никому они были не нужны – до тех пор, пока Константин Новоселов и Андрей Гейм не получил Нобелевскую премию. Тогда из администрации президента пошел оклик: «Алле, ребята! Вы наши!». Но поезд уже ушел.

Если страна не занимается идентичностью, то люди поедут туда, где она есть. Попытаются примерить на себя чужую, будут говорить на том языке, на котором они интересны и престижны. Поэтому мне сложно осуждать Андрея Гейма, который в грубой форме отказался от предложения фонда «Сколково» приехать в Россию. Просто послал на ограниченное количество букв. А вот г-н Новоселов приглашение принял, но в первую очередь поехал в общагу МФТИ, пообщался там с приятелями, с кастеляншей. После этого визита Андрей Гейм признал, что 90% их успеха – это предпринимательская модель, которую они получили, учась в МФТИ. То есть у них есть идентичность с физтехом, но не со страной.

Другой пример. Во всем мире очень популярна тема сверхсмертности в России. Социологи исследуют этот феномен, написано огромное количество работ, но до сих пор не ясно: почему страна, которая относится по многим параметрам к БРИК, по смертности находится на уровне тропической Африки. Непонятно, почему эта тенденция, наметившаяся во второй половине 1970-х гг., с тех пор только усиливается. Это интересно всем, кроме нас. Те единицы российских ученых, которые пытаются ответить на этот вопрос, приходят к выводу: смертность связана с идентичностью.

Если ситуация не будет меняться, то рано или поздно на территории России останется пустота, которая будет только нарастать. Так, есть теорема Коуза. В максимально упрощенном виде суть такова: если на одной территории собственностью управляют лучше, чем на другой, то вся собственность с отстающего участка переползет на более успешный. Скорость этого процесса зависит только от высоты границ. Если разделить ВВП на территорию России, то цифра окажется в пять раз меньшей, чем по миру. То есть все ресурсы страны наши собственники и управленцы используют в разы хуже: рабочую силу – в четыре раза, чем в Европе, нефть и лес – в пять раз, чем в Тунисе. Даже в начале 1960-х гг. в СССР соотношение ВВП и территории было в 2,5 раза выше, чем в России сейчас. Но тогда и границы были высокими - утекать было трудно. А сейчас если не предпринимать никаких мер, собственность – от интеллектуальной до нижнего белья – переползет туда, где ее будут лучше использовать: в Силиконовую долину, во Францию, в Германию. И этот процесс будет только ускоряться. Выход останется один – уезжать вслед за ней.

Чтобы обратить этот процесс, нужно формировать идентичность. Это не абстрактное воззвание: существуют специальные технологии. Начать стоит с азов: у страны должен быть канон, обширный список литературы, произведений искусства, художественных фильмов и прочих вещей, которые формируют человека как гражданина. Разумеется, включить в канон абсолютно все не получится: во-первых, не понятно, что такое «все», а во-вторых, просто денег не хватит. Но какой-то набор должен быть доступен в любой точке мира для каждого человека, который хочет говорить по-русски, будь он хоть ваххабитомасон или жидобуддист. Причем, он должен получить это все бесплатно от имени общества и государства. Во Франции этим занимается Alliance française, который возглавляет президент страны. Альянс решает один вопрос: предоставляет все необходимые материалы любым желающим говорить на французском языке и быть частью их культуры. То же самое нужно сделать и у нас.

Чем больше собственников и руководителей бизнеса будут поднимать этот вопрос, тем будет лучше им самим. Подготовленные кадры перестанут уезжать из страны в поисках чужой идентичности. Разумеется, вопросы такого рода должен решать тандем. Но если мы не будем говорить об этой проблеме, руководство страны вообще никогда не будет этим заниматься.

Колонка написана на основе выступления на топ-клубе для деловой элиты Екатеринбурга «Собственность. Управленец. Россия. Месту встречи изменить нельзя».