Судя по всему, в ближайшей перспективе российскую экономику ожидает спад. «ДК» расспросил предпринимателей, готовятся ли они к кризису, предпринимают ли меры для оптимизации бизнеса.
Сергей Лунев, совладелец ресторана Red Hause
Цены растут, покупательская способность населения падает. На этом фоне было бы наивно «сидеть ровно» и ничего не делать. Приходится менять поставщиков, вносить коррективы в меню, чтобы иметь возможность предлагать гостям оптимальное соотношение цены и качества. Возможно, придется искать способы изменения условий по арендной плате, оптимизировать графики работы персонала, менять мотивацию для сотрудников.
Галина Кочерга, владелица компании «Топтышка»
Объем продаж за последние месяцы, действительно, упал. Возможно, в этом году придется отказаться от ежегодного повышения зарплаты. Но мы надеемся на лучшее. Делаем новый сайт, чтобы дать больше информации о компании, расширить продажи в интернете. Сокращения на других предприятиях позволили нам принять на работу высококвалифицированных швей. Это ценное приобретение напрямую влияет на качество продукта.
Антон Лыков, директор и владелец сети «Дядя Дёнер»
Любой бизнесмен должен думать об оптимизации своего бизнеса, независимо от кризисов. Мы в освещении павильонов заменили обычные лампы на светодиодные, они потребляют в три раза меньше энергии. Оптимизируем штатное расписание. Если раньше в каждом городе был свой маркетолог, свой технолог, то сейчас все города обслуживаются дистанционно из Новосибирска. По такому же принципу усовершенствовали работу отдела кадров. Все собеседования с кандидатами ведутся по видеосвязи. Командировочных расходов нет.
Сергей Репников, гендиректор компании «Шоколадное дерево»
Первое, на чем я экономлю в тяжелые времена, — зарплата управленческого персонала. Думаю, что и сейчас ее можно безболезненно для предприятия сократить процентов на двадцать. Второй способ экономии — уход от низкопроизводительного ручного труда. Третий способ — импортозамещение в оборудовании. Сейчас прорабатываем на предприятии этот вопрос. На чем нельзя экономить точно, — на качестве. Поставщики сырья у нас остаются теми же, и, значит, повышения цен на какао-бобы не избежать.
Алексей Радкевич, директор веб-студии «Ял»
Я возлагаю на кризис надежды в том плане, что у нас увеличится объем рекламы. Реклама в Интернете наиболее доступна. Поэтому к нам, весьма вероятно, придут клиенты телевидения, газет и журналов, когда им урежут бюджеты на рекламу. Сейчас активно занимаемся продвижением своих услуг. С целью снижения издержек усилили контроль за всеми потоками в компании: денежными, временными, ресурсными. В ряде направлений выявились проблемы, решение которых высвободило средства.