Меню

БЛОГ: «“Три белых коня” преодоления кризиса в компании», – консультант Михаил Гольдберг

Теория и практика борьбы с кризисом в компании должны стать неотъемлемой составляющей профессиональных компетенций собственников и руководителей.

Кризисы, как очень часто нам напоминают известные экономисты и современные теоретики бизнеса с мировым именем (И.Адизес, П.Друккер, Э.Голбрайт) – неотъемлемые составляющие мировой, государственной и региональной экономик, а также экономик отдельно взятых компаний. Так уж определила «природа капитализма»: с определённой периодичностью и без неё накладываются по времени негативные глобальные экономические и политические процессы, ошибки в управлении, события на локальных рынках и в результате их синергии получаем то, что называем «кризис в компании». Такие кризисы, увы, периодически переживают и известнейшие мировые, федеральные и региональные компании, и те, кого называют малым и средним бизнесом. А коль так, то теория и практика борьбы с кризисом в компании должны стать неотъемлемой составляющей профессиональных компетенций собственников и руководителей. Если быть конкретным, то «три белых коня» этих компетенций следующие:

Твёрдое убеждение, что кризисы есть и будут, что они преодолимы, что есть методология работы в условиях кризиса и отработанные в теории и на практике технологии и инструменты.

Методология преодоления кризиса держится на следующих аксиомах: нужно грамотно анализировать «внешнюю среду» и «внутреннюю среду» компании;  строить тренды хотя бы с горизонтом на 5 лет (методом построения сценариев!); нужно видеть угрозы и открывающиеся возможности, от первых стремительно уходить, вторые энергично использовать; нужно умело разрабатывать и настойчиво внедрять Антикризисную программу, постоянно аналитико-креативно корректируя её «на марше»; нужно кропотливо создавать внутреннюю и внешнюю (партнёрскую) среду для результативного антикризисного управления; нужно постоянно обучаться самим и обучать персонал внедрять нужные изменения и работать в условиях энергичных изменений, решительно «удалять с площадки» деструктивный персонал и пополнять компанию конструктивным для изменений персоналом.

Технологии преодоления кризиса в компании – это набор взаимно увязанных действий и инструментов, таких как технологии и инструменты внутренней антикризисной PR- работы и работы по управлению персоналом в условиях вывода компании из кризиса, управления внутренними и внешними проектами развития и изменений, управления проектами антикризисного обучения персонала, проектами маркетинга и финансовыми проектами, правовыми проектами.

Палитра антикризисных инструментов огромная: это и инструменты маркетинга, рекламы, PR-работы и коммерческой работы; это инструменты менеджмента персонала; инструменты права, финансов. Вот только их нужно использовать, по сравнению с «мирной ситуацией», очень отточено и очень заточено с поправкой на нехватку времени на непродуманные и мало профессиональные эксперименты.

Преодоление кризиса должно быть планово-корректируемое действие: хаос, непоследовательность, излишняя торопливость и большая медлительность только вредят делу.

Рабочим документом антикризисного управления является Программа антикризисного управления. Рекомендуется перед её составлением провести в компании несколько стратегических сессий в группе «мажоритарные собственники + ТОП-менеджмент» и «средний комсостав + ключевые специалисты + активисты их молодых специалистов». При этом нужно овладеть нехитрой методикой проведения таких сессий, и на них не приглашать явно деструктивные элементы + тех, кто готовится (или кого готовят) «на вылет» из компании. Программа должна содержать: SWOT-анализ, общие цели и задачи, достигаемые результаты, календарные планы выполняемых работ, сроки, ответственные. Всё как «обычно», можно сказать! Но всё дело в тонкостях, как говорят: если что-то в неё написали формально, для отписки собственников или вовсе «от балды», то это потом обязательно аукнется. И ещё: нужно лечить и сами болезни компании, и симптомы болезни компании. Поскольку последние, в отличие от человеческих болезней, может в компании усугублять и саму болезнь (например, болезнь – денежная бедность компании, а симптомы – запущенный офис, озлобленный персонал, запущенный сайт).

Степень успешности в преодолении кризиса на любом уровне (государство, регион, компания) определяются личными и профессиональными качествами главного руководителя.

В этой ситуации их (руководителей) смело можно назвать «полководцами мирного времени», а это и прозорливые стратеги, умные и хитрые (в смысле – креативные) тактики, и отличные вдохновители, и мужественные «воины», и, словом, Лидеры с этой сами большой буквы! А ими не рождаются, ими становятся. 

Гендиректор ЦДО "Сфера" Михаил Гольдберг