Меню

Чай втроем

Владислав Ильин Родился в мае 1962 г. в г. Орске Оренбургской обл. Образование: в 1987 г. окончил физический факультет НГУ. Карьера: 1987-1992 гг. – научный сотрудник НПО «Вектор». 1992-1994 г

Владислав Ильин, Ян Александровский и Леонид Никитин знали толк в дорогом китайском чае, но новосибирские магазины такого не продавали. Товарищи решили наладить поставки чая из-за рубежа, открыв собственный магазин и чайный клуб. Совместив дорогой продукт и традиции проведения чайных церемоний, предприниматели завоевали нишу премиального сегмента.досье

Владислав Ильин
Родился в мае 1962 г. в г. Орске Оренбургской обл.
Образование: в 1987 г. окончил физический факультет НГУ.
Карьера: 1987-1992 гг. – научный сотрудник НПО «Вектор».
1992-1994 гг. – руководитель проекта пробиотиков ООО «Веста».
С 1994 г. – директор и совладелец компании «Био-Веста».
С 2004 г. – совладелец ЗАО «Клуб чайных традиций».
Хобби: дайвинг.
Семья: женат, воспитывает сына.

досье
Леонид Никитин
Родился в 1977 г. в Томске
Образование: в 2000 г. окончил ТГУ, физико-технический факультет.
Карьера: 1999- 2004 гг. – менеджер по строительным работам «Сибирский спасательный центр».
2004-2006 гг. –директор чайного клуба «Пять стихий» в Томске.
С 2006 г. – генеральный директор ЗАО «Клуб чайных традиций».
Хобби: восточная культура, путешествия.
Семья: женат, трое детей.

досье
Ян Александровский
родился в ноябре 1970 г. в Хабаровском крае
Образование:
в 1993 г. окончил факультет автоматики и вычислительной техники Новосибирского электротехнического института (НЭТИ).
Карьера: 1993-1997 гг. – частный предприниматель.
1997-2004гг. – директор по развитию компании «Интермост».
2004-2005 гг. – генеральный директор ЗАО «Клуб чайный традиций».
С 2006 г. – председатель совета директоров «Клуба чайных традиций».
Хобби: баскетбол, настольный теннис.
Семья: женат, двое детей.

Друзья – Владислав Ильин и Ян Александровский очень любили совместные чаепития, но идея чайного бизнеса появилась после поездки Владислава в Китай. Тогда, в начале 2000- гг., Ильин имел собственный бизнес, он был совладельцем компании «Био-Веста», специализировавшейся на производстве продукции на основе пробиотиков. Ян Александровский являлся соучредителем транспортной компании «Интермост».

«В 2000 г. я впервые побывал в Китае, – вспоминает Ильин. – Прогуливаясь по Пекину, я зашел в один из крупных чайных торговых центров. Там напробовался до головокружения разных сортов чая и поучаствовал в настоящей китайской чайной церемонии. Культура чаепития и уважительное отношение китайцев к напитку поразили меня до глубины души. В итоге я накупил разного чая на $300».

Ильин стал чаще бывать в Китае, и каждый раз он привозил баночку коллекционного чая, а со временем приобрел всю необходимую чайную утварь для церемонии. Это стало увлечением, к которому он стал приобщать всех друзей и знакомых. «Я почувствовал большой интерес к теме со стороны людей, участвующих в церемониях», – говорит Владислав: «Чайная церемония длится в среднем 1,5-2 часа. Во время процесса и наблюдения за действиями чайного мастера человек настраивается на особый лад, он концентрируется на своем внутреннем мире».

Приобщение к китайским традициям

К 2003 г. Ильин и Александровский созрели для организации своего чайного дела. По словам Яна, элитный коллекционный и, главное, свежий (сроком хранения не более года) чай, собранный вручную, новосибирские магазины не предлагали. Александровский и Ильин решили открыть в городе такое заведение, в котором посетители могли бы приобщаться к китайской культуре чайной церемонии, а также магазин по продаже свежего и качественного чая. «Меня увлекла сама идея превратить хобби в бизнес и стать первооткрывателем пустующей ниши», – признается Александровский.

Летом 2004 г. Ян и Владислав учредили фирму ЗАО «Клуб чайных традиций». К развитию нового бизнеса они привлекли товарища – Евгения Клюшева. Первоначальные затраты составили около 5 млн руб. личных средств.

Название магазину и чайному клубу придумали сообща – «Баолинь» – и тут же его зарегистрировали как товарный знак. «Мы хотели, чтобы слово было легко произносимым, запоминайщимся и в то же время вызывало ассоциации с Китаем», – рассказывает Александровский. «Баолинь» с китайского переводится как «драгоценный лес», но если рассматривать значение каждого из иероглифов в отдельности, то перевод намного глубже: «бао» – сокровище, богатство, а «линь» – лес, жизнь. Поэтому можно перевести как «драгоценная жизнь».

Вместе с открытием магазина и чайной партнеры решили предоставлять еще и услуги: проведение выездных чайных церемоний и обучение чайному мастерству. «Сегмент высококачественного чая, как и кейтеринг чаепития (выездные чайные церемонии), не были развиты в Новосибирске, трудно было предположить, какое из направлений окажется более успешным», – говорит Ян.

Как продать 100 г чая за 400 руб.

Для начала нужно было найти производителей и наладить процесс поставок из Китая. Партнеры нашли адреса нескольких крупных китайских компаний, торгующих чаем на международных аукционах, и отправили им письма. В ответ на запрос новосибирцы получили несколько коробок чая на пробу. Предприниматели отобрали на свой вкус с десяток разных сортов чая и отправились в двухнедельную поездку по Китаю знакомиться с чайными производителями и торговцами. «Мы побывали в одной из деревушек в горах, на родине знаменитого «улунского» чая – «Те Гуаньинь» в уезде Аньси чайной провинции Фуцзянь, чтобы увидеть, как его выращивают и собирают. Даже сами поучаствовали в сборе и переработке, – вспоминает Ильин. – В итоге закупили не только чай, но и целый контейнер чайной посуды, аксессуаров, чайные столы, статуэтки и поделки из сандалового дерева, для украшения помещений чайной и магазина». К выбору чая партнеры отнеслись особенно.

Я. А.: «Критерии были таковы: во-первых, это время сбора урожая. Чай хранится не более года, в редких случаях – 1,5 года, затем он теряет свои аромовкусовые и полезные свойства, за исключением сорта «Пу эр» – его качество, наоборот, улучшается с увеличением срока хранения. Свойства чая лучше сохраняются при хранении в темных и герметичных емкостях при низкой температуре (+50 С). По вкусовым характеристикам ориентировались на свой вкус. Со временем оказалось, что наиболее популярны улуны, красные чаи и жасминовые. Выбирали не массовые, а элитные сорта чая, собранные вручную. В Китае такой чай стоит от $20 до $5000 за кг, в зависимости от сорта, срока хранения и вида сборки – ручным или автоматическим способом, а также технологии обработки. Мы закупили не самые дорогие (около $200 за кг), учитывая финансовые возможности сибиряков. Однако некоторые элитные сорта (от $500-1000) все же привезли на пробу. Чтобы понять разницу между чаем за $200 и $500, нужно быть знатоком. А вот разница во вкусе чая за $50 или за $200-500 существенна, ее увидит и дилетант».

По возвращении из Китая партнеры подыскали помещение, арендовав 50 кв. м на ул. Фрунзе и организовав в нем чайную, стали приглашать гостей – своих друзей и знакомых. «Там мы проводили первые чайные церемонии для узкого круга, выбирали персонал, а осенью нашли помещение побольше – 200 кв. м на Красном проспекте и, отремонтировав его, в феврале 2005 г. открыли магазин и чайную «Баолинь» – уже для все желающих», – вспоминает Александровский. «Общий дизайн помещения разработал Федор Бухтояров, но некоторые из вещей мы делали своими руками, например, придумали, что подушечки для сидения будут набиты гречневой крупой», – гордится Ильин. Такого формата заведения в городе еще не было. Кормить посетителей «баолиньцы» принципиально отказались, решив, что в чайной будет сделан акцент на церемонию. А магазин «Баолинь», по замыслу партнеров, должен был стать чайным бутиком, в котором можно было бы продегустировать напиток, прежде чем купить. В магазине посетителю расскажут о том, как правильно заваривать чай, и пригласят на церемонию.

Я. А.: «Мы понимали, что будет сложно объяснить покупателям, почему у нас чай стоит в среднем 300-400 руб. за 100 г, при том, что в супермаркете можно купить в десять раза дешевле. Чтобы понять разницу, чай нужно попробовать. После нескольких глотков у покупателей не остается вопросов – дальше чай продает сам себя».

Александровский и Ильин не ошиблись – новосибирцев привлекла загадочность концепции и экзотичность внутреннего оформления чайной. Чаепитие стоило 200 руб. (гость сам заваривал себе чай), а чайная церемония (обслуживает чайный мастер) – 2-2,5 тыс. руб. Средняя посещаемость чайной была 15-20 человек в день. На уровень самоокупаемости магазин вышел через полгода, а чайная – через 1,5 года с начала открытия.

«Баолинь» переходит в управление томичам

Владельцы «Клуба чайных традиций» расширили ассортимент и список поставщиков чая, познакомившись с производителями других китайских провинций – Гуандун, Юннань, Чжэцзян. Сегодня ассортимент магазина «Баолинь» – 80-100 сортов чая. Стоимость – от 200 до 4000 руб. за 100 г.

Осенью 2004 г. владельцы «Баолиня» нашли единомышленников в Томске. Они познакомились с Леонидом и Андреем Никитиными, которые в своем городе развивали чайный клуб «Пять стихий». «Тогда это было скорее увлечением, чем доходным бизнесом», – говорит Леонид.

Новосибирский и томский клуб совместно провели в Новосибирске осенью 2005 г. конкурс чайного мастерства среди чайных Томска, Новосибирска и Екатеринбурга. Второй конкурс состоялся осенью 2006 г. В это время совладельцы «Баолиня» предложили Леониду и Андрею возглавить «Клуб чайных традиций» в Новосибирске. Никитины согласились – Леонид стал генеральным директором, а Андрей – коммерческим. Учредители «Баолиня» теперь больше времени могут уделять делам в своих других компаниях: в Никитиных они не сомневались. Братья за дело взялись увлеченно, и оборот компании за последние полгода увеличился в два раза. По итогам 2006 г. выручка «Клуба чайных традиций» составила около 14 млн руб.

«Баолинь» прочно занял нишу рынка elite premium. Конкурентов в этом сегменте у «Баолиня» по-прежнему нет, новосибирские чайные компании больше ориентируются на массовый продукт. Директор «Сигматрейд Новосибирск», (специализируется на продаже элитных сортов чая через интернет-магазин), Евгений Бронников, объясняет это низким спросом: «Пока мы не решаемся привозить дорогие коллекционные сорта, так как большинство покупателей ориентированны на более недорогие – 100-150 руб. за 100 г, ценителей хорошего чая – единицы». «Баолиньцы» так не считают, они уверены, что вместе с ростом доходов новосибирцы будут покупать все более дорогие сорта чая.

Посетители чайной увеличивают продажи

«Изначально для персонала магазина и чайной мы выбирали увлеченных людей, чтобы затраты на их обучение не были напрасными, – говорит Ильин. – Сначала отправляли на учебу в московский чайный клуб «ИСТ», затем несколько раз приглашали опытных чайных мастеров к нам в Новосибирск – Илью Бадурова и Сергея Кошеверова». «Чайный клуб выполняет функцию продвижения: он формирует лояльных потребителей и повышает чайную культуру. Кроме того, это площадка для обучения чайному мастерству не только сотрудников «Баолиня», но и корпоративных клиентов», – говорит Леонид.

Первые два года соседство чайной и магазина помогало развивать бизнес. Постоянные посетители чайной, проникнувшись китайскими традициями, заходили в магазин и покупали свежий чай, посуду, сувениры. «90% продаж чая и аксессуаров приходилось на посетителей чайной. Из 10 человек, посетивших чайную, 9 становились постоянными покупателями», – вспоминает Ян.

Однако помещение на Красном проспекте не отличалось высокой проходимостью. В конце апреле этого года владельцы «Баолиня» разделили чайную и магазин по разным помещениям: «Магазин показал себя как экономически успешный проект, который надо развивать дальше. Половину выручки сегодня приносит именно розница», – рассуждает Никитин. С переездом в новое помещение на Советскую, в более проходимое место, количество посетителей выросло в два раза. «Каждый третий, заходящий к нам случайно, становится постоянным покупателем», – радуется Леонид. «Наши посетители различаются по статусу и уровню доходов: от бизнесменов до студентов, но их объединяет любовь к хорошему чаю, они готовы платить за качество», – добавляет Ян.

Кейтеринг помогает быть ближе к клиенту

Чайный кейтеринг (выездные чайные церемонии) оказался очень востребованным. Первую чайную церемонию «Клуб чайных традиций» провел по приглашению новосибирского офиса АНКОР на празднование 10-летия в 2004 г. Сегодня чайные церемонии проводятся на корпоративных семинарах, вечеринках и по случаю открытия новых дилерских центров продавцами автомобилей. Мастер выезжает на чайную церемонию в китайской одежде, со всей необходимой чайной утварью и несколькими сортами чая.

С прошлого года у «Клуба чайных традиций» появилось новое направление. Этнические рестораны распробовали чай, привозимые «Баолинем». «Первое время было тяжело убедить рестораторов покупать наш чай. Они не понимали, зачем им такой дорогой продукт, но ценителей высокого качества становится все больше, им приходится с этим считаться», – добавляет Ян. Сегодня «Клуб чайных традий» поставляет чай в этнорестораны: «Шемрок», «Шанхай», «Шелковый путь», «Мао», «Ля Мезон», «Сафари», «Мехико». Чай закупают 40 заведений Новосибирска, Томска и Новокузнецка. Уже около четверти оборота компании приходится на направление horeca. Для каждого заведения «Баолинь» разрабатывает чайные карты (чайное меню), подбирает форму подачи чая в соответствии с концепцией заведения. «Чайная церемония подходит не для всех форматов заведений, поэтому предлагаем рестораторам специальные заварники, стаканы, в которых чай не потеряет свой вкус и аромат. Обязательное условие – обучение персонала клиентов: официантов, продавцов», – рассказывает Леонид.

«Мы выбрали в партнеры «Клуб чайных традиций» не только за качество продукта и широкий ассортимент, но и возможность обучения персонала, эту услугу другие поставщики не предлагают. Массовым спросом такой чай пользоваться не будет, но среди наших посетителей есть любители хорошего чая, на которых мы ориентируемся», – говорит Наталья Богатова, руководитель ресторанного направления ГК «Конквест» (владеет ресторанным комплексом Stone House). По ее словам, с начала года «Конквест» закупает чай у «Клуба чайных традиций» для ресторанов «Сафари», «Моби Дик» и «Суши Яма».

Горизонты деятельности «Баолиня» расширяются, в прошлом году компания стала развивать оптовое направление. В прошлом году «Клуб чайных традиций» начал поставлять чай в семь торговых точек Новосибирска (специализированные отделы магазинов и супермаркетов) и три томские точки. «Сегмент элитного чая в регионах низкоконкурентный и поэтому перспективный, – говорит Никитин. – Сегодня у нас появился партнер в Новокузнецке, который поставляет чай под брендом «Баолинь» в рестораны и магазины города. Теперь мы можем продавать не только чай, но и концепцию работы, знания и опыт». Партнеры подумывают о продаже франшизы магазина в регионы, мода на восток завоевывает и небольшие сибирские города.

детали
На чем зарабатывает «Баолинь»
ЗАО «Клуб чайных традиций» основан в августе 2005 г. Владеют Владислав Ильин, Ян Александровский, Евгений Клюшев. Компания специализируется на розничных и оптовых продажах элитного китайского чая. Развивает магазин и чайную «Баолинь». Предоставляет услугу кейтеринга чайной церемонии. Выручка по итогам 2006 г. – около 14 млн руб.