Меню

Что сделано, что задумано? Обзор реализованных и заявленных инвестпроектов в Новосибирске

За 2017 год Новосибирск прирос несколькими масштабными проектам, на которые были потрачены миллионы. В 2018-м анонсировано еще несколько проектов, требующих внушительных вложений.

Что это за проекты? В конце 2017 г. «ДК» уже публиковал подборку десяти крупных инвестпроектов, сданных в течение года. Туда вошли проекты, потребовавшие от миллиарда и более, а также те, на которые было истрачено не более 100 млн руб.

В новой подборке — топ проектов, в которые было вложено от 100 млн и до миллиарда. Также «ДК» составил Топ-3 анонсированных проектов, на которые уйдет более нескольких  миллиардов.

Топ-3 реализованных в 2017 г. инвестпроектов:

1) Исторический парк «Россия — моя история».

ЧТО СДЕЛАЛИ?

Выставочный проект, посвященный истории России с древнейших времен до наших дней открылся 12 ноября в здании гарнизонного Дома офицеров на территории Военного городка, 17. Инициатор создания парка — председатель Патриаршего совета по культуре епископ Егорьевский Тихон Шевкунов. Музей включает 4 экспозиции: «Романовы», «Рюриковичи», «От великих потрясений к Великой Победе» и «Россия — Моя история. 1945–2016». Особенности музея в том, что вся экспозиция представлена на сенсорных столах, проекторах, интерактивных досках и лайтбоксах, на которые проецируются изображения и описывающая их информация.  

СКОЛЬКО ПОТРАЧЕНО?

На создание парка-музея потрачено 537 млн руб., из которых 430 млн руб. — бюджет Новосибирской области, а 107 млн руб. — инвестиции публичного акционерного общества «Газпром».

Я уверен, что вокруг этой территории теперь по факту должен быть исторический парк. Сегодня уже сделан первый шаг. Пусть это место станет местом притяжения всех людей области, — заявил полпред президента РФ в СФО Сергей Меняйло.

Целевая аудитория — не очень взрослые люди. Для них это самая полезная штука — такое очень легкое знакомство с историей. «Легкое» — не значит легковесное, я имею в виду технологически легкое, сделанное на языке нового поколения. Конечно, дети все еще способны читать учебники, но не любят, а этот проект — глубокий многоуровневый учебник, здесь не нужно много читать. Например, не воспринимаешь ты большие тексты — хорошо, смотри интересные факты, картинки, фрагменты видео, — отметил директор Новосибирского краеведческого музея в комментарии Тайге.инфо Андрей Шаповалов.

2) Надземный пешеходный переход на станции метро «Речной вокзал».

ЧТО СДЕЛАЛИ?

Надземный переход в районе остановки «Речной вокзал» на улице Большевистской возведен в ночь на 10 сентября 2017 г. Движение по магистрали было прекращено на несколько часов. За это время основные работы по монтажу пролетного строения пешеходного перехода были завершены. Мост перекинут через улицу Большевистскую, чтобы соединить ТЦ «Река» и пассажирский терминал с залами ожидания. Подъем и спуск пассажиров будет осуществляться на лифтах и эскалаторах. Переход спроектирован по аналогии с подобным объектом, расположенным возле автовокзала.

СКОЛЬКО ПОТРАЧЕНО?

Объем инвестиций в строительство транспортно-пересадочного узла пока точно не известен. Мост — второй этап строительства транспортного узла. Всего будет потрачено от 200 до 400 млн руб. Возведение объекта осуществляется за счет средств частного инвестора.

На данном транспортном узле сосредоточены все виды транспорта: метро, трамвай, пригородные поезда, а также городские пригородные автобусы и маршрутные такси. Наличие такого большого количества транспорта формирует огромный пассажиропоток и пешеходный трафик. По нашим расчетам, это 56 тысяч человек в выходные и более 150 тысяч в праздничные дни. Сейчас на месте нет инфраструктуры в том объеме, в котором хотелось бы. А существующий подземный пешеходный переход под улицей Большевистской в дни проведения массовых мероприятий работает на пределе своих возможностей, — отметил директор компании «СтройМастер» Валерий Мазуров.

3) Банно-оздоровительный комплекс «Сандуны-Сибирь».

ЧТО СДЕЛАЛИ?

Компания «Сандуны Новосибирск» получила в концессию здание муниципальной бани №8. Согласно документам конкурса Департамента земельных и имущественных отношений мэрии Новосибирска, дочерняя компания московских «Сандунов» стала единственным участником тендера, по итогам которого здание площадью 1920,2 кв. м перешло в частное управление на 35 лет, но осталось в муниципальной собственности. Также, по условиям концессионного соглашения, в бане оказывают услуги по муниципальным тарифам для льготников, но действуют они лишь в определенные дни.

СКОЛЬКО ПОТРАЧЕНО?

В конкурсной документации указано, что обязательный объем инвестиций на реконструкцию муниципальной бани должен составить 140 млн руб. После экспертизы выяснилось, что компании придется полностью поменять перекрытие и часть стен, что привело к увеличению расходов на 100 млн руб. По словам начальника управления потребительского рынка мэрии Новосибирска Виталия Витухина, расходы покрываются за счёт субсидирования из городского бюджета.  

Инвесторы привлекаются мэрией для реконструкции муниципальных бань прежде всего потому, что у власти не хватает средств. Это правильно, лично я — за то, чтобы передать в частную собственность все, что только можно передать. Или, по крайней мере, привлечь максимум частного капитала на наиболее выгодных для него условиях, — прокомментировал управляющий партнер компании DSO Consulting, аналитик Сергей Дьячков.

Это отличный инвестиционный проект в том плане, что конкурентов в Новосибирске не очень много. Сейчас у нас в основном развиты сауны, а «Сандуны» — это традиционный русский банный комплекс. И наша цель, в том числе, в привлечении новосибирцев к пониманию ценности настоящих русских традиций, — рассказала менеджер по рекламе «Сандуны Сибирь» Анастасия Егорова.

Топ-3 анонсированных проектов на 2018-й год

1) Четвертый мост через реку Обь.

ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ?

Четвертый мост свяжет Южную площадь на правом берегу и площадь Труда на левом. Проезд по нему будет платным. Разрешенная скорость движения — 100 км/ч. Строительство моста, по первоначальному плану, должно начаться в 2018 г., а через 5 лет проект должен быть завершен. При этом многие новосибирцы были против подписания концессии, так как считают, что на данный момент развитие некоторых других дорожных участков более необходимо, чем строительство четвертого моста.

СКОЛЬКО ПОТРАТЯТ?

Проект представляет собой государственно-частное партнерство. Концессионером выступит группа «ВИС». Примерная стоимость четвертого моста — 40 млрд руб.

Изначально проект включал в себя не только строительство моста, но и развязки. Именно на это выбивались деньги. К сожалению, первоначальный проект не приняли. А ведь развязки — наиболее эффективное вложение бюджетных средств. Да, мосты надо строить, тут никто не спорит. Но в первую очередь нужно обеспечить их развязками, чтобы не было пробок. А просто мост — ну это не системное использование бюджетных средств, — считает депутат Законодательного собрания Новосибирской области, директор компании «Сибирь-Н» Алексей Александров.

Конечно, в таком виде мост не нужен, потому что он неудобен и недоступен из-за схемы развязки и платности. Если бы инициаторы этого моста еще поработали над развязками и убрали платность, то мост еще бы имел смысл. А так, главные характеристики любого моста — доступность и удобство — отсутствуют, — поделился мнением эксперт проекта «За честные закупки» Александр Стефанов.

2) Транспортно-пересадочный узел на Гусинобродском шоссе, запуск автовокзала.

ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ?

Второй в Новосибирске автовокзал появится в районе Гусинобродского шоссе. Вокзал займет 2,5 га и сможет каждый день принимать более 3 тыс. пассажиров междугородних и международных рейсов в сутки. Объект планируют ввести в эксплуатацию в 2019 г.

СКОЛЬКО ПОТРАТЯТ?

Инвестором этого проекта выступит компания «Автосервис». Всего запланировано вложить в строительство 150 млн руб. Деньги из бюджета на строительство объекта выделять не планируют.

Строить новые вокзалы — это необходимость. Потому что город вырос, ему давно нужно на самом деле несколько автовокзалов, и очень хорошо, что для них находятся инвесторы, — сказал Сергей Дьячков.

Это будет не просто автовокзал, а транспортно-пересадочный узел, куда будут подведены маршруты городского транспорта — трамваи, автобусы, троллейбусы. Новый автовокзал позволит более удобно перемещаться на междугородних автобусах жителям восточной части города. Конечно, старый вокзал, который находится недалеко от центра, пока продолжит свою работу, — рассказал «Аргументам и Фактам» начальник департамента транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска Роман Дронов.

3) Строительство нового ледового комплекса «Новосибирск-Арена».

ЧТО БУДУТ ДЕЛАТЬ?

Новосибирск претендует на то, чтобы принять в 2023 г. Молодежный чемпионат мира по хоккею на новой арене. Стадион, по плану, должен вмещать 12 тыс. человек и включать не только ледовую коробку, но и залы для занятий другими видами спорта. В новом ледовом комплексе можно будет принимать соревнования по боксу и разным игровым видам спорта, проводить концерты.

СКОЛЬКО ПОТРАТЯТ?

Член рабочей группы, депутат Наталья Пинус рассказала РБК-Новосибирск о своих предположениях, что на строительство необходимо будет потратить около 4-4,5 млрд руб. по ее мнению, «нужно привлекать инвестора, который готов привлекаться только в том случае, если ему отдадут 30 Га под застройку жилья».

Стадион городу однозначно нужен. Хочется, чтобы сегодня решили строить комплекс на берегу Оби — там благоволит ландшафт, рядом метро, и есть место, где новосибирцам можно отдохнуть. Наш город давно заслуживает нового катка. Посмотрите, сколько людей ходит сегодня на хоккей, сколько среди них молодежи. Во многих городах уже есть великолепные дворцы спорта. И при нынешней востребованности хоккея у нас в Сибири новый комплекс просто необходим, — ветеран новосибирского хоккея Виталий Стаин.

Виктория Бурбилова, Элина Газыева, Елизавета Секретаренко