Меню

Давайте привезем в Новосибирск подводную лодку

Начальник управления по делам молодежи Новосибирской области Вера Пронькина написала для «ДК» колонку, в которой размышляет о том, какие памятники нужны нашему городу.

Недавно я была в Париже. Одно из самых сильных впечатлений — от здания музея современного искусства. С одной стороны площади — памятники архитектуры 16‑18 вв., а рядом что‑то совершенно невообразимое из покрашенных в разные цвета труб. Сначала смотришь и думаешь: «Боже, какое бе-зобразие, этому архитектору надо было просто руки оторвать!».

Но потом понимаешь, в чем логика — просто это разные эпохи. Нам наглядно показывают — вот он, век индустриализации, всё стало проще, нет той возвышенности, основательности 18 века, появилась массовая китч‑культура. Я не сторонник современного искусства, но понимаю, что и такие спорные вещи могут украсить город. Все, что дает мегаполису какую‑то изюминку и является туристически привлекательным, — нужно. В том числе и памятники — архитектуры, истории или памятники выдающимся людям.

Прошлым летом в Новосибирске было много споров по поводу открытия памятника Александру III. Кого‑то возмущало, что в принципе поставили памятник царю, другие были недовольны выбранным стилистическим решением. На мой взгляд, этот памятник городу необходим. Новосибирск бы не появился, если бы Александр III не принял решение о прохождении здесь Транссибирской магистрали. Мне кажется, что мы, как жители третьего по численности города России, обязаны тем, что он стал третьим, именно Транссибу и Александру III, это серьезная часть истории. Говорят, что памятник тяжеловесен, но, по‑моему, в другом исполнении сложно представить Александра III, он сделан соответствующим своей эпохе.

Новосибирск — очень молодой город, в этом году всего 120 лет исполнится. И у него еще не так много символов: оперный театр, здание театра «Глобус», часовня на Красном проспекте. Не знаю, станет ли памятник Александру III новым символом города, но мне кажется, нам не надо бояться создавать в городе новые памятники и сооружения, какими бы спорными они поначалу не воспринимались. Вспомните, как когда‑то парижане возмущались Эйфелевой башней. Прошло время, эта конструкция стала символом города, и Париж зарабатывает на ней колоссальные деньги.

В последние годы у нас в городе появляются самые неожиданные памятники: то светофору, то колбасе. У меня нет уверенности, что такие памятники нужны, но, с другой стороны, если они не мешают, — почему нет? Тем более, как правило, на это не тратятся бюджетные деньги. Многое делают общественники и предприятия. В прошлом году молодежь попыталась собрать деньги на памятник основателю Apple Стиву Джобсу. Попытка не удалась — денег пожертвовали меньше, чем нужно.

Но, я думаю, а может быть и хорошо, что у нас так скоропалительно не появился памятник пусть и замечательному, но все же иностранному изобретателю. Может быть, пройдет время, и мы увековечим память кого‑то из ученых Академгородка?

Есть идея привезти в наш город подводную лодку «Новосибирский комсомолец», которая будет памятником Новосибирску как надежному тылу в Отечественной войне. Во время войны молодежь, комсомольцы организовали акцию — меньше чем за год собрали 6 миллионов рублей на строительство подводной лодки. В первое же боевое дежурство она вернулась с трофеем — подбила военный немецкий корабль. У нее самое большое количество боевых дежурств в Кольской флотилии.

Экипаж первой подлодки «Новосибирский комсомолец» был расформирован, а сама она превратилась в объект для тренировки водолазов по работе с затонувшей подводной лодкой. Но в ее честь имя «Новосибирск» получила новая лодка, которая сейчас заканчивает срок службы и в ближайшие годы будет списана. Эксперты оценивают затраты на ее транспортировку в Новосибирск примерно в 50 млн руб. Несомненно, это немалая сумма. Но мы не говорим о бюджетных деньгах, а ищем альтернативные источники.

Пришвартованная у набережной Оби подлодка превратилась бы в необычный символ Новосибирска. Символ героических усилий сибиряков в годы Великой Отечественной войны. Она напоминала бы о твердой воле и горячих сердцах наших предков. Экскурсии на подлодку стали бы для молодежи поучительными уроками истории.

Вера Пронькина