Меню

Дефолт у крупных эмитентов: причем здесь «Ютэйр» и «Трансаэро»?

Пик дефолтов эмитентов 3 эшелона пришелся на 2013-2014 год, в результате все публичные неэффективные компании не инвестиционного уровня ушли с рынка. Новосибирский аналитик — про облигационный рынок.

Мы подготовили очередной обзор по облигационному рынку российских эмитентов. Самое интересное — пик дефолтов эмитентов третьего эшелона пришелся на 2013-2014 год, в результате все публичные неэффективные компании не инвестиционного уровня ушли с рынка. Также отметим, что в 2015 году резко подскочил уровень дефолтов у крупных эмитентов — прежде всего за счет банков, с отозванными лицензиями и двух авиакомпаний — Ютэйр и Трансаэро и строителей. 
 
Коренным образом изменилась и структура рынка — в третьем эшелоне уже нет рыночных размещений, большинство займов приходится на связанные финансовые структуры. 
 
Если анализировать процентные ставки, то здесь также интересная закономерность — если до 2010 года спрэд между ставками для компаний первого и третьего эшелона объективно снижался — не большие компании занимали средства с каждым годом дешевле, с максимальных ставок, пока рыночный уровень не достиг равновесия — 4%. С 2010 года была отмечена интересная закономерность в кризис спрэд между ставками первого и третьего эшелона существенно упал, в то время как в периоды роста спрэд вырос. 
 
Это объясняется тем, что в период кризиса даже крупные эмитенты вынуждены были занимать по очень высоким ставкам, например в 2014-2015 года ставки размещения даже таких гигантов как РЖД выросли до уровня выше 16%, третий эшелон предлагал при этом не больше 20% и размещения были. 
 
В «окно возможностей» 2012-2013 годов спрэд по ставкам вырос — денег в экономике было много, а надежных эмитентов — мало, в результате крупные компании стали привлекать средства очень дешево — даже менее 8% годовых. В 2014-2015 года, когда ликвидность резко сократилась, крупные компании стали привлекать средства на рефинансирование ранее полученных крайне привлекательных займов — по любым ставкам и спрэд упал до минимального исторического уровня.