Меню

Дилеры новых иномарок приручают автовладельцев сервисным обслуживанием

эксперты Андрей Владимиров заместитель начальника СТО компании «Сибтрансавто-Новосибирск» Алексей Горяев директор новосибирского филиала «Группы Техносервис» Сергей Дьячков управляющий партнер DSO

Дилеры новых иномарок расширяют свои сервисные центры и вступают в борьбу за обслуживание послегарантийных автомобилей с универсальными СТО. Усиление конкуренции, особенно в обслуживании корпоративных клиентов, стимулирует их к предоставлению новых услуг.
эксперты
Андрей Владимиров
заместитель начальника СТО компании «Сибтрансавто-Новосибирск»
Алексей Горяев
директор новосибирского филиала «Группы Техносервис»
Сергей Дьячков
управляющий партнер DSO Consulting
Сергей Зорькин
директор Сибирского филиала компании Europlan
Александр Максимов
руководитель отдела сервиса Nissan и Renault компании «СЛК-моторс»
Артем Оводов
заместитель генерального директора «Сибирского лизингового центра»
Максим Пресников
руководитель отдела запчастей «Баварского Моторного Центра»
Александр Сенчихин
руководитель сервисного центра компании «Авто-1»
Андрей Соловьев
генеральный директор компании «Ауди Центр Новосибирск»
Виталий Таран
директор по послепродажному обслуживанию компании «СТС-автомобили»
Александр Филлипов
управляющий сервисом автоцентра Peugeot
Юрий Чащин
заместитель гендиректора ГК «Плутон», заместитель директора по послепродажному обслуживанию компании
Николай Шималин
заместитель генерального директора по производству компании «Автомир-Новосибирск»
 
Поданным DSO Consulting, в 2005 г. в Новосибирске было продано около 6 тыс. новых иномарок, в 2006 г. — примерно 10 тыс. Управляющий партнер DSO Consulting Сергей Дьячков ожидает, что в 2007 г. в городе будет продано около 16 тыс. новых иномарок. По его словам, в целом парк легковых машин в Новосибирске ежегодно увеличивается примерно на 30 тыс. автомобилей.

Обслуживанием и ремонтом автомобилей в городе занимается около 500 предприятий автосервиса, подсчитал Алексей Горяев, руководитель новосибирского филиала компании «Группа Техносервис» (поставщик оборудования для автосервиса и автомоек. — Прим. ред.).

Корпоративные автовладельцы разогрели рынок услуг СТО

«Среди существующих автосервисов преобладают небольшие предприятия, оказывающие услуги мелкосрочного ремонта и замены технических жидкостей. Зачастую они расположены в гаражных кооперативах», — рассказывает Горяев. Но расстановка сил на рынке постепенно меняется, и это связано с тем, что в последние годы в городе увеличилось число автосалонов по продаже новых иномарок. В составе каждого такого автосалона создается и сервисный центр. Как правило, это крупные автосервисы, способные обслуживать одновременно 8-20 автомобилей и оснащенные новейшим оборудованием.

К покупке современного оборудования автосалоны подталкивают дилерские договоры и желание получать доходы от СТО, считает директор Сибирского филиала лизинговой компании Europlan Сергей Зорькин. Заместитель гендиректора «Сибирского лизингового центра» (СЛЦ) Артем Оводов говорит об усилении конкуренции в автосервисе, повышении требований к обслуживанию транспортных средств со стороны клиентов. Зорькин полагает, что расширение парков корпоративных автомобилей в первую очередь увеличивает потребность в организации СТО с высоким уровнем обслуживания и качественным оборудованием: «У корпоративных автовладельцев стремление к планомерному и качественному сервису на СТО проявляется сильнее, чем у частных лиц».

У «СТС-автомобили» (официальный дилер Mercedes-Benz) почти треть обслуживаемых машин принадлежит корпоративным клиентам. По словам Виталия Тарана, директора по послепродажному обслуживанию компании «СТС-автомобили», тарифы для них такие же, как и для частных лиц.

«Автомир-Новосибирск» с ноября ввел накопительную дисконтную программу для корпоративных клиентов. По словам заместителя гендиректора по производству «Автомир-Новосибирск» Николая Шималина, в зависимости от количества автомобилей, стоимости ремонта и ряда других условий скидки будут достигать 10-15%. С ноября заработала программа скидок для корпоративных клиентов и в подразделении «СЛК-моторс» (официальный дилер Toyota, Nissan, Renault, уполномоченный дилер Lexus), занимающемся обслуживанием автомобилей Nissan и Renault. Александр Максимов, руководитель отдела сервиса Nissan и Renault компании, говорит, что, в зависимости от количества автомобилей в автопарке клиента, скидки составляют 5-10% от стоимости ремонта.

Дилерские сервисные центры стали локомотивами спроса на оборудование для автосервиса. По словам Горяева, именно они делают наиболее крупные заказы и обеспечивают поставщикам оборудования для автосервиса большую долю оборота. У филиала «Группы Техносервис» на дилеров приходится около 60% продаж. «Оборот нашего филиала в Новосибирской области за 9 месяцев 2007 г. на 50% превысил оборот за весь 2006 г. Например, подъемников за этот же период филиал продал в четыре раза больше, чем в 2006 г.», — говорит Горяев.

Оборудование для СТО можно купить в рассрочку

Порог вхождения на рынок услуг СТО невысок. Затраты на оснащение автосервиса средней мощности (на 6-8 постов, то есть способного одновременно обслуживать 6-8 автомобилей, без кузовного ремонта) европейским оборудованием, по оценке Горяева, составляют 75-150 тыс. евро (см. детали). Автоконцерны предоставляют дилерам пусть не слишком широкую, но все же вариативность. «При создании сервисного центра нам было предложено на выбор оборудование нескольких одобренных концерном Mercedes-Benz поставщиков», — рассказывает Виталий Таран. «Иногда производители автомобилей дают рекомендации, что, например, подъемники должны быть немецкие. Вот есть три производителя, чье оборудование соответствует предъявляемым требованиям, выбирайте из них», — делится Горяев.

По его наблюдениям, оборудование для оснащения средних и крупных автосервисов приобретается, как правило, в лизинг. «Хорошее оборудование для автосервиса стоит дорого. Выложить приличную сумму денег одномоментно клиентам сложно. Производители оборудования предлагают рассрочку лишь на несколько месяцев. Покупателям нужна более длительная, до трех лет, рассрочка, поэтому, как правило, они выбирают лизинг», — рассказывает Зорькин. Он говорит, что новосибирские клиенты Europlan оборудование для автосервиса берут в лизинг не более, чем на два года. У СЛЦ средний срок лизинга по оборудованию — три года. Количество лизинговых договоров СЛЦ по оборудованию для автосервиса и автомоек в 2007 г. по сравнению с 2004-2005 гг. увеличилось в три раза.

Минимальная сумма лизинговой сделки, которую рассматривает СЛЦ, — один млн руб. Этого достаточно для оснащения небольшого автосервиса, особенно, если использовать не европейское, а более дешевое российское или тайваньское оборудование. Как рассказывает Горяев, именно дешевое российское и тайваньское оборудование предпочитают приобретать владельцы небольших автосервисов. По его словам, если оснастить автосервис (мелкосрочный ремонт и замена технических жидкостей) на два поста российским оборудованием, это обойдется примерно в 7-10 тыс. евро, если использовать европейскую технику, то затраты возрастут до 13-16 тыс. евро. По словам Горяева, средний срок гарантии на большинство видов оборудования для автосервиса — год, на некоторые — пять лет.

Ремонтировать только свои марки или и чужие тоже

Повысить уровень загрузки можно, принимая на обслуживание и ремонт автомобили и других марок. Ряд автодилеров, например, «Автомир-Новосибирск» (дилер Ssang Yong, Renault, Citroen, Chery) и «Сибтрансавто-Новосибирск» (дилер GM) так и поступают. «Есть работы, которые не зависят от марки автомобиля. Например, регулировка света фар и регулировка колес на стенде развал-схождение», — объясняет заместитель начальника СТО компании «Сибтрансавто-Новосибирск» Андрей Владимиров. По его словам, для некоторых клиентов важно то, что автосервис находится поблизости от их места жительства или в нем работает мастер, которому они привыкли доверять ремонт своего автомобиля.

Но есть и другой подход. Сервисный центр «Авто-1» (дилер Kia, Chevrolet и «Лада») обслуживает автомобили только тех марок, которые продает. Руководитель сервисного центра компании «Авто-1» Александр Сенчихин объясняет специализацию желанием добиться более высокого качества ремонта и обслуживания: «Для каждой марки требуется свое оборудование и инструмент, а специалисты должны иметь опыт работы с ними». Только автомобили BMW ремонтирует «Баварский Моторный Центр». «Не может один и тот же специалист хорошо знать технические особенности автомобилей всех марок, поскольку для этого необходимо иметь актуальную техническую информацию и проходить практическое обучение работе с новинками», — говорит руководитель отдела запасных частей «Баварского Моторного Центра» Максим Пресников. «Профессионалов такого уровня, которые могут качественно отремонтировать автомобиль любой марки, в городе единицы», — считает Таран.

Плохие дороги и некачественный бензин прибавляют работы СТО

«Наиболее востребованные услуги — диагностика, ремонт двигателя и ходовой части. Весной и осенью, когда на дорогах больше всего ям, спрос на ремонт ходовой части увеличивается», — рассказывает Николай Шималин. По словам Пресникова, в «Баварском Моторном Центре» большинство работ приходится на периодическое техническое обслуживание автомобилей.

«Львиная доля работ приходится на ремонт ходовой части и системы подачи топлива. Подвеска и рулевое управление автомобиля страдают от плохих дорог, а двигатель от некачественного бензина», — констатирует Владимиров.

Сервисные центры утверждают, что сроки ожидания ТО и ремонта у них невелики. «Максимум день-два люди ждут», — говорит Таран. «Обычно обслуживание автомобиля клиента проводится в день обращения или на следующий день», — утверждает Пресников. По его словам, долгих очередей не бывает даже в периоды сезонной замены шин. При этом во всех сервисных центрах существует предварительная запись. Как объясняет Шималин, лишь для того, чтобы сэкономить время клиента.

«Собственник ищет тот автосервис, где автомобиль отремонтируют качественно и недорого. Поэтому по окончании гарантийного срока многие автовладельцы выбирают мультибрендовые сервисные центры, в том числе приходят и к нам», — рассказывает заместитель гендиректора по продажам ГК «Плутон» Юрий Чащин. Максим Пресников считает, что более квалифицированные специалисты и специализированное оборудование позволяют сервисным центрам дилеров выполнять работы качественнее и быстрее, чем мультибрендовым сервисам: «Нормо-час у них может быть дешевле, но на выполнение одной и той же операции специализированный центр потратит час, а неспециализированный — три». Еще одно преимущество дилерских сервисных центров перед мультибрендовыми сервисами называет Александр Максимов: «В дилерском центре всегда есть минимальный складской запас запчастей, необходимых для проведения технического обслуживания и текущего ремонта. А в мультибрендовом сервисе просто невозможно держать необходимый складской запас на все марки».

По словам Шималина, у автоконцернов разные требования к запасу запчастей на складе. «Как правило, по одному бренду требуется складской запас на сумму не менее $100 тыс.» ,— говорит он. На складе «Баварского Моторного Центра» — 12 тыс. наименований запчастей. По словам Пресникова, если какой-то детали все же нет на складе, то ее доставят из Москвы в течение одного-двух, максимум десяти дней (в зависимости от того, самолетом или поездом будет отправлен груз). По словам управляющего автоцентром Peugeot Александра Филлипова, десять дней — максимальный срок доставки со склада в Москве у Peugeot. Пресников не раскрывает стоимость запаса запчастей на складе. Таран говорит, что доходы от продажи запчастей, как правило, составляют примерно половину всех доходов сервисных центров.

За знаниями механиков отправляют в Москву и за рубеж
Продажи иномарок растут, а с ними увеличиваются объемы обслуживания и ремонта. «Год назад у нас было менее 40 специалистов, сейчас — 70», — рассказывает Андрей Владимиров из «Сибтрансавто-Новосибирск». Сервисным центрам приходится расширять штаты, но они сталкиваются с дефицитом профессиональных специалистов. По словам Тарана, для любого сервисного центра большая проблема привлечь и удержать хороших механиков, мотористов. По его мнению, наиболее востребованные на рынке диагносты-электронщики и мотористы. «Квалифицированных диагностов электронных систем управления автомобилем в городе не хватает. Их, как и других грамотных специалистов, автоцентры переманивают друг у друга», — рассказывает руководитель одного из сервисных центров, пожелавший остаться неназванным. «В среднем по городу специалисты автосервиса зарабатывают от 15 тыс. до 40 тыс. руб. в месяц», — говорит Таран.

цифры

1885 дорожно-транспортных происшествий произошло в городе в 2006 г.
395
млн руб.
составил объем выплат по ОСАГО в первом полугодии 2007 г. и 97% приходится на возмещение вреда имуществу
По его словам, все сотрудники сервисного центра «СТС-автомобили» проходят обучение в учебном центре Mercedes-Benz в Москве. Все специалисты «Баварского Моторного Центра» проходят обучение с последующей сертификацией и аттестацией в специализированном тренинг-центре BMW в Москве. В «Сибтрансавто-Новосибирск» большинство сотрудников сервисного центра имеют сертификаты об окончании обучения в «GM-Академии» в Москве.
Дилеры расширяют сервисные центры и вводят новые услуги

Большинство опрошенных «ДК» дилеров намерены расширить сервисные центры. «К середине 2008 г. откроем малярный участок площадью 450 кв. м», — строит планы генеральный директор «Ауди Центр Новосибирск» Андрей Соловьев. «Сибтрансавто-Новосибирск» намерена создать участки кузовного ремонта. Сейчас компания отдает этот вид ремонта на субподряд пяти организациям. «Мы отвечаем перед клиентом за кузовной ремонт, выполненный субподрядчиками. Были случаи, когда клиента и нас качество не устраивало. В результате некоторых субподрядчиков пришлось заменить другими», — рассказывает Андрей Владимиров. Участок кузовного ремонта «Сибтрансавто-Новосибирск» планирует открыть в декабре 2007 г. в отдельном здании.

«СЛК-моторс» планирует во втором квартале 2008 г. открыть отдельный дилерский центр для автомобилей Nissan. Сервисная зона составит 1,3 тыс. кв. м (22 поста для ТО и текущего ремонта, а также участок кузовных работ). К строительству еще одного сервисного центра, на этот раз в левобережье, в районе Толмачевского шоссе, планирует приступить в 2008 г. «СТС-автомобили». Его мощность еще не определена. «Предполагается, что он будет обслуживать в основном грузовые автомобили», — рассказывает Таран. Ориентировочный срок ввода в эксплуатацию — 2009 г. «Авто-1» в 2008 г. начнет строительство отдельного сервисного центра для Kia на 12 постов.

Автоцентры, работающие в премиальном сегменте, предлагают своим клиентам дополнительные услуги. Например, на время ремонта клиента обеспечат подменным автомобилем. По словам Максима Пресникова, у «Баварского Моторного Центра» их 12. В «Ауди Центр Новосибирск», как рассказывает директор этой компании Андрей Соловьев, 15 подменных автомобилей. Еще одна редкая, но востребованная для Новосибирска услуга «Ауди Центр Новосибирск» — сезонное хранение комплектов автошин.

статистика
Больше всех автомобилей может обслужить «Ауди Центр Новосибирск»

Компания Площадь сервисного центра, в кв. м Количество одновременно ремонтируемых автомобилей
Автомир-Новосибирск 3700 12
Сибтрансавто-Новосибирск 1600 12
Ауди Центр Новосибирск 1700 20
Авто-1 н/д 12
СЛК-моторс (Nissan, Renault) 500 10
СТС-автомобили н/д 9
статистика
Нормо-час обслуживания Audi дороже, чем для Hummer


Компания Марка автомобиля Стоимость нормо-часа, в руб. в гарантийный период после гарантии
Сибтрансавто-Новосибирск «Шевроле-Нива» 600 600
Chevrolet производства Южной Кореи 750 750
Opel 1000 1000
Hummer 1500 1500
СТС-автомобили Mercedes-Benz 1700 для автомобилей не старше одного года,
1550 для автомобилей от года до двух лет
1450
СЛК-моторс Nissan, Renault 900 900
Автомир-Новосибирск Renault 1050 1050
Авто-1 Kia 800 скидка 5%
«Лада» 400  
Ауди Центр Новосибирск Audi 2100 2100
Плутон Suzuki 900 н/д
Баварский моторный центр BMW 1427 1427

Источник: данные компаний.
статистика
Какой набор оборудования необходим сервисному центру
Стенд развал-схождение, установка для регулировки света фар, диагностическая линия с люфт-детектором, установка для заправки кондиционеров, оборудование для шиномонтажа и балансировки колес, ультразвуковая промывка форсунок, приспособления для проверки свечей зажигания и установка для их очистки, тестер для определения наличия влаги в тормозной жидкости.
Источник: «Авто-1»
статистика
Оборудование для автомойки стоит дешевле комнаты в квартире
Аппарат высокого давления
 — от 700 евро до 4,5 тыс. евро.
Аппарат высокого давления с подогревом воды — 3-6 тыс. евро.
Очистные сооружения — 3-6 тыс. евро.
Распылитель — 200-300 евро.

Источник: «Авто-1»