Гендиректор компании M1 Solutions Марат Манасян прокомментировал ситуацию на рынке торговой недвижимости Новосибирска: что спасет арендодателей, потерявших спрос?
По данным аналитиков компании, обеспеченность Новосибирска торговыми площадями составляет около 1 300 кв. м на 1000 жителей. Сейчас в городе работает более 100 торговых центров, что приблизительно занимает 43% от объёма всей коммерческой недвижимости Новосибирска.
Эта отрасль пока активно развивается за счет внимания к региону федеральных и международных ритейлеров.
Основные торговые центры города - ТЦ «Мега», ТРЦ «Галерея Новосибирск», ТРЦ «Аура», ТЦ «Сибирский молл», ТРК «Ройял Парк», МФК «Сан-Сити». Также в этом году завершилось строительство первой очереди торгово-логистического комплекса «Норд Сити Молл», который с середины мая будет запущен в эксплуатацию. Напомним, что основная часть арендаторов пришла туда с закрытого в 2015 г. Гусинобродского вещевого рынка.
За последние 4 года, по данным аналитиков, на рынок Новосибирска пришли крупные российские и международные ритейлеры, и сформировалась отдельная ниша локальных операторов. В 2015 г. в Новосибирск зашла сетевая кофейня Coffeeshop, финский сетевой ресторан Hesburger, частично увеличили объемы торговых площадей бренды «Детский мир», H&M, Inditex, и FunDay.
В 2016 г. на рынок вышел французский fashion-бренд Lacoste, увеличил присутствие специализированный сетевой магазин одежды и экипировки Quiksilver. Также развиваются и региональные сети: в этом году планирует расширение за пределы Новосибирска специализированная продуктовая сеть мясных магазинов «Ариант».
Тем не менее, по словам специалистов, с наступлением кризиса отмечен ограниченный объём выхода на рынок новых ритейлеров и низкие темпы расширения федеральных сетевых операторов: нарушился баланс спроса и предложения, появились невостребованные торговые площади.
Арендные ставки, реагируя на ситуацию, скорректировались в сторону снижения, выросла доля сделок с оплатой аренды в форме процента от товарооборота арендатора. Объём товарооборота, в свою очередь, тоже снизился под влиянием напряженного финансового положения населения. Все это давно стало привычным рынку. Но что его спасет?
«В дальнейшем состояние рынка торговых центров в Новосибирске зависит от стратегии поведения собственников, – считает генеральный директор компании M1 Solutions Марат Манасян. – Ориентация на новые показатели и изменившиеся требования рынка, корректировка политики отношений с ритейлерами – единственный позитивный для арендодателей сценарий развития. На рынке торговых центров происходит естественный отбор».
По словам специалиста, объекты, которые продолжают существовать по законам докризисного периода, пострадают больше всего, что логично.