Меню

Директор театра "Глобус" Татьяна Людмилина не любит рутину

Директор молодежного театра «Глобус» Татьяна Людмилина – успешный театральный менеджер. Она руководит не только театром, но и грандиозным международным Рождественским фестивалем искусств.

Возможно, на ее характер повлияла магия имени: Татьяна в переводе с древнегреческого — устроительница, повелительница. Натура эмоциональная, артистичная, отличающаяся умением постоять за себя, принципиальностью и решительностью. В общем, прирожденный лидер.

Татьяна Людмилина и в детстве была заводилой, и в юности отличалась тягой к творчеству, организаторскими способностями и смелостью. Разве робкий человек отважится в 17 лет уехать из небольшого городка и выдержать огромный конкурс при поступлении в вуз? А ей одного образования, диплома НГПИ, показалось мало, и, уже работая заместителем директора Театра оперы и балета, она окончила академию госслужбы по специальности «менеджер государственного и муниципального управления».

Судьба Татьяны Людмилиной сделала крутой поворот, когда в 2000 г. она пришла работать в ГАМТ «Глобус», — сначала исполняла обязанности директора, а вскоре сменила на посту директора Марию Ревякину, переехавшую в Москву. Людмилина бесстрашно приняла этот вызов, держалась уверенно и, кажется, не замечала, что за каждым ее шагом, за каждым действием пристально наблюдали, ее постоянно сравнивали с авторитетнейшей Марией Евсеевной.

На самом деле, точно об этом знала, но не давала воли эмоциям, не принимала спонтанных ошибочных решений. Только сейчас призналась, что вхождение в должность было одним из сложных моментов профессиональной жизни: «Я пришла на место очень крепкого руководителя, и передо мной стояла задача: сохранить созданный ею имеющийся потенциал театра, уровень труппы, но притом вести свою линию».

Руководителями не рождаются, руководителями становятся, и в этом процессе стремление «вести свою линию» играет важнейшую роль — именно оно обеспечивает уникальность творческому коллективу, задает установку на постоянное развитие. Когда «Глобус» остался без главного режиссера, Татьяна Людмилина взяла на себя роль художественного лидера: шла на риск, приглашая на постановки не только знаменитостей, но и режиссеров с непростой, нетривиальной эстетической концепцией, выбиравших необычный, спорный литературный или драматургический материал.

Недаром многие премьеры в ГАМТ «Глобус» состоялись под эгидой «Впервые в России», кроме того, были и мировые премьеры. Вкус и интуиция Людмилину не подводили: выяснилось, что «хитами» зрительского успеха могут и должны быть не только развлекательные пустяки, но глубокие полемичные спектакли, заставляющие думать, дискуссировать. Новым этапом в истории театра стало освоение жанра мюзикла, создание спектакля «НЭП» по мотивам «Педагогической поэмы» Антона Макаренко.

«У нас в театре постоянно велись кастинги, отбирались танцовщики, вокалисты, создавался оркестр и хор. Сам процесс внедрения в сознание актеров драмы музыкальных терминов, их привыкание к иному способу существования на сцене был не простым, но он происходил корректно, трепетно, постепенно, — вспоминает Татьяна Людмилина. — Для меня, на самом деле, самым трудным бывает этап принятия решения. Ему всегда сопутствует анализ, взвешивание: возможно или невозможно? Но, если уж я решила, я не отступаю, добиваюсь оптимального результата».

Премьера «НЭПа» прошла с ошеломительным успехом, спектакль с подзаголовком «мюзикл для вашей семьи» уже восемь сезонов значится в афише «Глобуса», и интерес к нему не слабеет.

Далее директор добилась эксклюзивных прав на постановку «Вестсайдской истории» Леонарда Бернстайна в оригинальном варианте, и эта премьера была выпущена с блеском, собирала аншлаги. Казалось бы, мюзиклы стали «золотой жилой», но директор их созданием не ограничилась, напротив, брала паузы. «Глобус» продолжает двигаться в направлении освоения новой драмы и актуализации классики, что, безусловно, влияет на рост актерского мастерства.

«Я не люблю рутину, не могу позволить театру делать одно и то же — выпускать мюзикл за мюзиклом или сказку за сказкой. Это сиюминутный успех. Театр должен быть многообразным, как жизнь, должен задаваться теми же вопросами, которые волнуют современников», — считает Татьяна Людмилина. И самой себе задает предельно напряженный ритм работы.

Она без конца в командировках — лично отбирает спектакли, которые могут войти в программу фестивалей, и ставку делает не только на шедевры, но и на постановки неочевидные, спорные, открывающие парадоксальный взгляд художника на мир. А в своем театре пристально следит за качеством выпуска премьер и уровнем показов спектаклей текущего репертуара.

Притом никогда не жалуется на нехватку времени, такой динамичный образ жизни для нее естественен: директор признается, что ей комфортно в самолетах, где она читает книги и смотрит фильмы, комфортно в театре и дома. Двадцать лет она счастлива в браке с выдающимся дирижером Алексеем Людмилиным, с которым кроме любви их связывает общность взглядов, широкий диапазон интересов.

Людмилина не склонна делиться долгосрочными планами, она обнародует их только, когда контракты подписаны, утверждены даты премьер, афиши фестивалей. В свое время директор держала в тайне, что главным режиссером «Глобуса» намерена назначить Алексея Крикливого, долго проверяла молодого режиссера на прочность, способность справляться с любыми творческими задачами, а сейчас гордится, что не ошиблась в выборе: главреж из недавнего выпускника РАТИ вырос в большого мастера, серьезного профессионала.

Быть директором означает уметь говорить «нет», быть взыскательной, сильной, порой жесткой, но Татьяне Людмилиной удается сохранять и природную чувствительность, доброту. Кстати, к себе она не менее требовательна, чем к окружающим. Улыбается: «Характер у меня ужасный, я бываю невыносимо придирчива и требовательна, но с возрастом, как мне кажется, меняюсь в лучшую сторону. В моем лексиконе появилось слово «отлично», отражающее мой оптимизм».

У ее оптимизма крепкое основание: ГАМТ «Глобус» стал единственным театром Новосибирска, который скоро, в апреле, отправится на национальный фестиваль‑конкурс лучших спектаклей России сразу с двумя работами. Мюзикл «Алые паруса» выдвинут на соискание премии сразу в трех номинациях, драма «Август: графство Осейдж» — сразу в четырех.

Ирина Ульянина