Меню

Дмитрий Верховод создает конвейер инноваций

В башни интеллектуально-технологического центра въехали первые постояльцы. Директор технопарка Дмитрий Верховод рассказал «ДК» о том, чего от амбициозной затеи ждут полторы сотни резидентов.

Развитие нового, постиндустриального Новосибирска завязано на успехе трех глобальных программ — создании мультимодального транспортного узла, развитии образовательного центра и создании технопарка в Академгородке. Последний проект — новый в списке и поначалу вызывал особенно много сомнений. «В этой коммуне неизбежно начнется борьба за первенство», — говорили одни директору «Технопарка Новосибирского Академгородка» Дмитрию Верховоду. «Да вы ничего не построите — только передеретесь за пока несуществующие помещения!» — вторили им другие. Но скептики ошиблись.

Строим «колхоз»
по требованию

Сейчас в технопарке зарегистрировано уже 168 резидентов. В соответствии с бизнес‑планом к 2014 г. их число должно вырасти до 240. Впрочем, Дмитрий
Верховод уверяет, что перед новосибирским технопарком никогда не стояла задача «нагнать резидентов». Задача‑максимум — достичь некоей критической массы, чтобы резиденты дополняли друг друга, — либо по компетенциям, либо по рынкам.

— Многие технопарки строятся по принципу «построим колхоз, а потом будем искать колхозников». Мы же росли не в пустом поле — в Новосибирске уже существовал развитый инновационный бизнес. Поэтому мы строили «колхоз» по требованию. Скажем, наше первое здание — Центр технологического обеспечения — именно так и возвели. Собрали пожелания компаний приборостроительного кластера, на их основе разработали бизнес‑план и техническое задание. И только потом спроектировали и построили само здание.

На старте проекта Вы озвучивали такую цифру — в Новосибирске действует 300 инновационных компаний. Сколько их сегодня?

— Действительно, в апреле‑мае 2009 г. мы по просьбе главы «Роснано» Анатолия
Чубайса проводили исследование инновационного рынка и получили эту круг-
лую цифру — 300. За прошедшие годы число инноваторов выросло. Спасибо бизнес‑инкубатору, его летним и зимним школам. Только на нашей площадке за два года появилось более 30 инновационных компаний.

Кажется, костяк инновационного сообщества составляют «советские» ученые, которые в начале 90‑х годов ушли из науки, попробовали себя в бизнесе, заработали на безбедную жизнь и теперь стремятся самореализоваться. Кто обеспечивает костяк технопарка?

— Прежде всего, такие организации, как некоммерческое партнерство IТ‑компаний «СибАкадемСофт» и ассоциация «СибАкадемИнновация». Конечно, основная питательная почва для новых исследовательских групп — коллективы институтов СО РАН. Скажем, из Института автоматики и электрометрии СО РАН вышла львиная доля наших IT‑компаний. Они имели соответствующие амбиции и предпринимательскую жилку.

Но давайте обратимся к глобальным исследованиям. По статистике ЕС только 4% новых инновационных продуктов появляются на основе коммерциализации научных результатов. Причем такая коммерциализация занимает 10 лет. Остальные 96% принципиально новых продуктов созданы по велению рынка. Я сюда умышленно отношу не только потребности коммерсантов, но и прямой заказ государственных предприятий, естественных монополий. У них есть понимание, что именно будет востребовано на рынке завтра и послезавтра. Они существуют в глобальной экономике и глобальном планировании. И во многом формируют рынок. Поэтому одна из главных задач технопарка — отработать конвейер заказных инноваций.

«Технари» припаркуют
свои компетенции

Строительство первой «высотки» технопарка завершено. На втором этаже разместится IT‑бизнес‑инкубатор, эти помещения отойдут старт-ап‑компаниям. Третий этаж заберут небольшие развивающиеся фирмы. Остальные этажи — с четвертого по 12‑й — займут крупные IT‑компании, среди которых производитель компьютерных игр — компания Alawar, разработчик электронных справочников ДубльГИС — компания «Дата Ист», создатели програм
много обеспечения для науки и промышленности — компания УНИПРО, разработчики автоматизированных систем для производства — компания «Ледас» и другие.

Вы сами как определяете успешность своего предприятия?

— Мы выработали пирамиду целей. Наверху — простая, но значимая — создать условия для появления не менее 20 инновационных компаний в год. Почему это важно? Инновационный бизнес всегда генерирует конкретный экономический результат. Это новые рабочие места, новые налоги, новые продукты.

Но и новые риски!

— Так это же венчурная сфера. Там всегда риски. Но мы основали предприятие, появился коллектив. Он, может, продукт еще и не создал, но уже привлек какие‑то деньги, начал платить зарплату, закупать оборудование. А со всего этого идет копеечка в областной и муниципальный бюджет. Инновационность предполагает, что такой бизнес не отвоевывает рынок у конкурентов — он создает новый продукт и новый рынок. Это та самая добавочная стоимость ко всей экономике региона, абсолютный прирост регионального продукта: дополнительные налоги и рабочие места.

А если создать новый продукт не удалось — тогда что?

— Часто именно так и происходит. В этом бизнесе никто не может гарантировать успешной реализации планов. Часто вероятность фифти‑фифти — может, выгорит, а, может, и нет. Важно создать сплоченную команду. Не выгорело с одним проектом — повезет с другим. Важно не растерять общность, выстроенную систему. Тут многое зависит от первого лица, который поддерживает всех остальных в «постоянном движении». Инновационные лидеры — люди совершенно специфические. Их нужно искать и воспитывать.

Как достичь технопика

В «Технопарке Новосибирского Академгородка» на старте определились со специализациями. Вычленили четыре «кластера». Прежде всего традиционно весьма развитый в Новосибирске сектор информационных технологий. В Новосибирске базируются весьма успешные компании мирового уровня. Скажем, признанный лидер в области автоматизации хостинга и разработки технологий виртуализации серверов — компания Parallels. Или создатель всероссийской платежной системы «Золотая корона» — компания ЦФТ.

Традиционно высоко развито в нашем городе и приборостроение. Для создания полноценного кластера этому направлению не хватало развитой современной инфраструктуры. Третий кластер — биотехнологии и биомедицина — связан с сильными позициями Государственного научного центра вирусологии и биотехнологии «Вектор». Наконец, четвертый кластер — нано- и новые материалы. Благодаря Цент-
ру наноструктурированных материалов, где в ближайшее время начнется монтаж оборудования, в этом секторе можно ожидать фантастических прорывов.

У нас действительно основательные позиции в этих четырех направлениях?

— В приборостроении мы уже сегодня российские лидеры. По IT точно входим в «призовую» тройку. По нано‑ все еще только начинается, формируется само направление. Серьезная синергия по биотеху — с наукоградом Кольцово, с Академией медицинских наук. Наши резиденты базируются на разработках Института цитологии и генетики и Института химической биологии и фундаментальной медицины СО РАН.

За кем следовать потенциальным технологическим лидерам?

— Опыт показывает, что инновационные компании рождаются методом почкования от уже существующего инновационного бизнеса. Во всяком случае так они достигают самого динамичного и устойчивого роста. В технопарке не существует разрывов между людьми и идеями, все рядом — и успешные коммерсанты, и кладезь научно‑технической экспертизы — институты — тоже. Главное — создать некоторую критическую массу «серого вещества».

До каких пор Вы готовы «нянчиться» с инновационной компанией? В каком «возрасте» ей придется уходить «на вольные хлеба»?

— Пока «чистить» ряды мы не планируем. Пожалуй, компаниям с объемом выручки $30 млн и выше уже тесновато в технопарке. Все же наш проект в первую очередь направлен на поддержку начинающих.

Противостояния
со Сколково не будет

Конкуренции со Сколково нет. Новосибирские компании, которые получили статус участников сколковского проекта, не собираются переезжать в Москву. Они лишь заинтересованы в том, чтобы активно использовать налоговые и прочие льготы и преференции, получать гранты.

У вас планов громадье. Как высокоструктурированный человек, наверняка не станете отступать от четкого попунктного исполнения?

— До 2014 г. действительно предстоит много работы. Мы сдадим Центр информационных технологий, в первом полугодии следующего года завершим строительство Центра обработки данных. Это важный инфраструктурный объект для айтишников. В следующем году полностью завершится обустройство и заработает на полную мощность Центр наноструктурированных материалов. Мы закончим наконец оснащение Центра технологического обеспечения. Он уже работает. Запустим бизнес-инкубатор биокластера. Завершим крайне важный объект — вторую башню Центра коллективного пользования. Там много объектов, которые нужны всем, — и конференц‑зал, и аудитории, и выставочные залы, и гостиница, и межуниверситетская магистратура по инжинирингу. Именно в этой башне «расквартируются» наши якорные арендаторы — Intel и Baker Hill.

По планам в 2012 г. должно начаться
проектирование Центра прототипиро-вания изделий био‑ и наноэлектроники. Кто Ваши партнеры в этом проекте?

— В 2013 г. мы рассчитываем этот проект реализовать совместно с Силиконовой долиной и с Институтом физики полупроводников. До 2014 г. планируем в общей сложности создать площадку, на которой будет построено порядка 140 тыс. кв. м помещений. Причем за счет бюджета — не больше 80 тыс. И на этой площадке планирует работать больше 10 тыс. человек. Рассчитываем, что к 2014 г. технопарк станет одним из крупнейших работодателей Новосибирской области и одним из крупнейших субъектов экономики нашего региона, что наши компании будут играть более решающее значение в формировании валового регионального продукта.

Антон Веселов