Коммерческий директор бизнес-центра «Кронос» поделился мнением о том, что сегодня хотят видеть арендаторы коммерческой недвижимости в Новосибирске.
Крупные бизнес-центры, где цена соответствует качеству, и арендаторы знают, что руководство БЦ готово решать их вопросы в любое время, остаются на месте долгие годы. Содержание бизнес-центров класса А требует больших вложений, и снижать цены на квадратные метры не входит в арендную политику владельцев крупных БЦ, напротив, они стремятся предоставлять качественные услуги и помещения, за которые клиенты готовы платить. Политика снижения цены, учитывая инфляцию, повышение стоимости коммунальных платежей и индексации заработной платы сотрудников, приведет арендодателя к убыточной позиции на рынке и банкротству.
Наш бизнес-центр, например, сотрудничает с иностранными и федеральными компаниями, таким крупным игрокам рынка очень важна безопасность. Безопасность во всем: имущества, информации, сотрудников. БЦ с такими арендаторами стремятся поддерживать стандарты качества в этой части. Внедряют новые технологии, усиливают пропускной режим входа и въезда в здание, чтобы клиенты чувствовали себя защищенными.
Также при выборе места для офиса арендаторы хотят видеть развитую инфраструктуру как внутри бизнес-центров, так и за его пределами. Для руководителей компаний и их сотрудников очень важна транспортная доступность, наличие парковки, система питания внутри здания и в пешей доступности.
Особое внимание важно уделять сервису в здании бизнес-центра: все чаще клиентам нужны помещения со ставкой «все включено». Эту тенденцию поддерживают крупные бизнес-центры города, чтобы снять с арендатора заботы о таких важных мелочах, как замена розеток, лампочек и чистота помещений. Мы, например, сейчас тестируем несколько современных IT-разработок для максимально удобного способа подачи заявок на гостевые пропуска и автомобили, а также онлайн-подачу заявок в техническую службу. Такие технологии уже есть у самых современных бизнес-центров в России, а в Новосибирске пока таких вещей ни у кого из арендодателей нет.
Бытует мнение, что, чем меньше площадь у бизнес-центра, тем быстрее ее можно заполнить и получать доход, но это не совсем так. Успех объекта зависит от очень большого количества факторов: от месторасположения, предоставляемых услуг, парковочных мест, наличия инфраструктуры, и, что немаловажно, от грамотной управляющей команды объекта. Как видно на некоторых примерах, в Новосибирске присутствует многое из перечисленного, а вот команды нет, и объекты пусты, даже несмотря на крайне низкие ставки по рынку.
Каждый бизнес-центр выбирает свою стратегию развития и заполнения площадей, форму взаимодействия со своими клиентами. Для кого-то в приоритете много мелких арендаторов, которые будут приносить доход количеством (и так удобнее проводить ротации); у кого-то выбрана стратегия сдачи площадей целыми этажами крупным арендаторам (для статусности объекта). Многие арендаторы обращают внимание, кто еще находится в здании, кто доверил размещение своего бизнеса именно в этом здесь. Если собственник здания не планирует производить капитальные вложения в модернизацию и относится к арендаторам как временному явлению, то арендаторов всегда будет мало, и клиенты не будут задерживаться на данных объектах.
Если посмотреть на рынок аренды коммерческой недвижимости в других регионах, которые считаются деловыми центрами России, можно отметить, что главным фактором для решения клиента в пользу того или иного объекта является наличие дополнительных услуг для арендатора. Это могут быть парковочные места, услуги конференц-зала или переговорной комнаты, места хранения архивов, комнаты питания для персонала, зоны отдыха сотрудников и развитая инфраструктура внутри здания. Главный тренд — стремление сделать рабочее пространство удобным и функциональным местом, где можно решить массу вопросов, не выходя из здания бизнес-центра. Ведь основной посыл в нашей работе — это чтобы арендаторы занимались своим бизнесом, без отрыва от «производства», и не отвлекались на «бытовые» вопросы, которые, по сути, должен решать арендодатель.
Материал подготовлен специально к эксклюзивному выпуску журнала «Деловой квартал» от 19 ноября 2018 г. к премии «Человек года».