Эксперт из Питера поделился опытом с управляющими БЦ в Новосибирске
В Новосибирске 23 августа состоялся круглый стол «Лучшие бизнес-центры и торговые центры. Как создать лучший проект и сохранять лидерство в дальнейшем».
На мероприятии собралось около 20 участников, представляющих новосибирские бизнес-центры. По приглашению организатора — Клуба управляющих бизнес-центрами — на круглом столе выступил приехавший из из Санкт-Петербурга председатель офисного комитета Российской гильдии управляющих и девелоперов, управляющий партнер «МТЛ. Управление недвижимостью» Николай Антонов.
Спикер рассказал о принципах, которыми следует руководствоваться для успешного управления объектами и грамотной работы с арендаторами. Например, Николай Антонов выделил мысль, что все услуги должны быть переведены на аутсорсинг:
«Надеюсь, у вас у многих принцип аутсорсинга внедрен. Хотя бы несколько базовых услуг — охрана, клининг, техническая эксплуатация, возможно, администрирование. Почему я делаю на этом акцент — вы владельцы в составе управляющей компании и технической эксплуатации, и охранного предприятия, и клинёров. Соответственно, левую руку правой рукой не накажешь. Воруют, хамят арендаторам. Начинаешь разбираться — превращается в политику. Это неправильный подход, на мой взгляд. Самое главное — как можно больше услуг должно быть на аутсорсинге. Проводим тендеры, предлагаем. По охране рынок точно в Новосибирске сформировался, есть ряд федеральный компаний, которые предоставляют недорогие централизованные услуги. По клинингу — то же самое».
Он также поделился идеей как собственникам удаленных участков получать стабильный доход при минимуме вложений. Так, в Санкт-Петербурге дает хороший экономический эффект заасфальтированная площадка, собственники которой в связи с отдаленными планами (предназначение земли — для жилых зон) решили пока не вкладываться в капитальное строительство. Чтобы площадка не простаивала, были проведены коммуникации, свет, вода, установлены столбы, проведен канал для «слаботочки». 1 гектар был предложен малому бизнесу по арендной ставке 95 руб. за кв. м для строительства холодных складов. Он, по словам Николая Антонова, разошелся моментально, поскольку таких цен на рынке нет, обычное предложение — 200-250 руб. Компании быстро застроили площадку ангарами для своих нужд. Сейчас по такой же схеме, которая дает свободу арендатору при минимальных затратах собственника, осваивается ещё 2,5 га.
Эксперт рассказал, что в Санкт-Петербурге бизнес-центры стараются создать все условия для привлечения арендаторов: оборудуют не только велопарковки, но душевые для сотрудников. Есть даже изначально запроектированные финские переговорки с саунами в офисных центрах, полностью оборудованные помещения под столовую, которая сдается по определенным правилам оператору. В каждом торговом центре также должны быть правильно оформленные холл и лаунж-зона, которые придают статусности бизнес-центру независимо от класса, объясняет Николай Антонов. Эти две зоны смогут существенно повлиять на лояльность арендатора.
Кроме того, к тем, кто занимает площади в БЦ, нужно идти навстречу. Особенно, если это «денежный» и стабильный арендатор. Как пример — IT-компании, которым зачастую необходим свободный график посещения офиса, но из-за наличия строго распорядка после определенного времени их могут не пустить. Это может стать основанием для отказа в продлении аренды в БЦ. Лояльность возникает там, где собственник идет на затраты в интересах арендатора, удовлетворяя ключевые потребности, подчеркнул управляющий.
А вот идти на снижение ставки, по его словам, нельзя: заполняемость может временно упасть, но доходы будут снижаться по большей части из-за массовых «дисконтов».