Потребление пошло в сторону ограничений, пришли к выводу социологи НГУЭУ в результате ежегодного исследования стратегии поведения новосибирцев в условиях кризиса.
Итоги обсудили на ноябрьской встрече бизнес-клуба Высшей школы бизнеса НГУЭУ, посвященной потребительской ситуации в различных секторах экономики «Продать нельзя купить: что происходит с потреблением?»
Как отметила заведующая кафедрой НГУЭУ Светлана Ильиных, три года назад респонденты озвучивали довольно рискованные способы распоряжения свободными деньгами: более 30% опрошенных мужчин были готовы инвестировать свободные средства в приобретение недвижимости, технические новинки, банковские депозиты, ценные бумаги, валюту и свой бизнес.
Сегодня у нас уже нет рискованных способов вложения денег, в ход идут охранительные способы поведения, поскольку, как показал опрос 2018 года, повседневные траты сокращаются почти у 20% респондентов, — рассказала она.
Почти 25% респондентов, как показал опрос 2018 г., хватает денег на повседневные затраты, но покупка одежды и предметов быта затруднительна. Трети опрошенных «в основном хватает, но для покупки дорогостоящих предметов нужно брать в долг, оформлять кредит». На повседневные затраты уходит вся зарплата почти у 10%. Почти на все хватает, но затруднено приобретение квартиры, дачи, машины, под вопросом поездки в отпуск — 21,9%. Всего 3,2% из 1200 респондентов говорят, что практически ни в чем себе не отказывают.
Клиент действительно стал экономить: он не готов переплачивать и хочет покупать товар по «честной цене», считает коммерческий директор компании ООО «ТХ Сибирский Гигант» Ольга Занина. Большим спросом у новосибирцев пользуются мясо, фрукты, овощи и алкогольные напитки, довольно ощутимо упал спрос на товары молочной группы, меняются модели потребления хлебобулочных изделий: предпочтение отдается не хлебу, а выпечке, стабилен спрос на детское питание, а также корма для животных, рассказала она.
В этом году растет потребление замороженных продуктов, что является одним из признаков кризиса. Увеличение потребления замороженных рыбы, полуфабрикатов, овощей говорит о том, что человек экономит, — заключила эксперт.
Вопреки довольно масштабным промоакциям падают объемы продажи бытовой химии: новосибирцы стали более экономно расходовать чистящие и моющие средства.
Медицинский маркетолог, директор ММА «МЁД» Ирина Овдина озвучила особенности потребления услуг частных медицинских центров: основные потребители этого сегмента услуг — жители города в возрасте от 22 до 55 лет с уровнем дохода около 150 тыс. руб. на семью. В 60-70% случаев инициатором похода к врачу является женщина. Чаще всего в частную медицину обращаются за амбулаторно-поликлинической помощью, диагностикой и стационарными услугами.
Независимый аналитик рынка новостроек Сергей Николаев отметил, что под влиянием ипотечного фактора рынок недвижимости растет: люди увеличивают вложения в недвижимость, покупая более комфортные варианты. По прогнозу эксперта, доля квартир класса «комфорт+» в предложениях 2019 г. составит более 58%.
Основными потребителями услуг кафе и ресторанов сегодня, по данным консультанта по сервису и эффективному управлению ресторанами Инны Варбанец, являются представители поколения Y — рожденных с 1980 по 1996 гг. И их потребительская активность с каждым годом будет возрастать, к 2024 г. им будет принадлежать 60% в доле работающего населения по всему миру. Стратегия привлечения внимания именно этой категории потребителей уже определяющая в продвижении услуг HoReCa, считает эксперт. По обеспеченности ресторанами, по данным за 2017 г., Новосибирск занимает первое место в России, также в числе лидеров по количеству ресторанов находится Красноярск. В частности, у нас увеличилось количество бургерных, кофеен и прочих недорогих форматов заведений по продаже готовой еды, рассказала Инна Варбанец.
Потребительский рынок занимает весомую долю в валовом региональном продукте, отметила доцент, зам. декана факультета корпоративной экономики и предпринимательства НГУЭУ Елена Разомасова. Она представила свой авторский взгляд на обеспеченность отдельных территорий города предприятиями торговли и общественного питания, основанный на многолетнем исследовании конкретных локаций:
Предприятия торговли, общественного питания четко уходят в центр, но Красный проспект — не резиновый. Я вижу предпосылки для развития потребительского рынка «от центра к периферии», а значит, помогать нужно предпринимателям, которые стремятся в удаленные районы города.
Завершилось обсуждение потребительских трендов выступлением начальника управления корпоративных продаж Сибирского Филиала ПАО Банка «ФК Открытие» Сергея Масольда. Эксперт отметил два локомотива потребительской активности сегодня — потребительское и ипотечное кредитование.