Столичная публика начала пресыщаться привычными форматами ТРЦ, арендаторы уходят, конкуренция растет. А как обстоят дела в торговой недвижимости Новосибирска, DK.RU спросил у специалистов.
ДК задал экспертам рынка пять вопросов, в ответах на которые они поделились статистикой, мнениями и советами.
1. Как показал себя рынок торговой недвижимости в 2016 году: каков был процент незаполненных площадей в торговых и торгово-развлекательных центрах и когда ждать их дозаполнения?
2. Новых открытий в прошлом году было немного, но ведется довольно много строек – что это значит для рынка, каковы его перспективы на ближайшие два года? И каковы перспективы вновь появляющихся объектов с учетом недозаполненности существующих?
3. Как конкурирует между собой уличная торговля и ТЦ?
4. В 2016 г., по подсчету «Магазина магазинов», Новосибирск не вошел в рейтинг (среди городов с численностью выше 500 тыс. чел.) по обеспеченности торговыми площадями на тыс. чел. И вообще СФО считается одним из низкообеспеченных округов в этой сфере. С чем это связано?
5. По мнению столичных экспертов, московская публика пресытилась развлекательным форматом, и ТРЦ теряют свои потоки. Кроме того, развлекательная часть уже никак не поддерживает торговый трафик и почти на него не влияет. Как в этом смысле обстоят дела в Новосибирске?
Президент Клуба управляющих бизнес-центрами Татьяна Гениберг
2. Новые объекты постепенно заполняться будут. Но скорость этого зависит от успешности местоположения объекта, внутренней планировки, уровня отделки, оснащенности. В условиях кризиса перепроизводства торговых площадей, новые объекты повлекут за собой только ужесточение конкуренции.
3. Конкуренция, конечно, есть. Но я бы сказала, что это разные по сегментам рынки. Если мы хотим купить хорошую брендовую одежду, технику, сотовый телефон, дорогую косметику, то мы однозначно пойдем в ТЦ, на улице такого не найдешь. А если нам нужны хлеб, молоко, фрукты, ежедневная мелочь, то мы купим это по дороге домой на улице и не будем тратить время на поход в ТЦ, даже если там есть супермаркет.
4. Мне кажется, здесь надо смотреть в глубь вопроса. По торговым центрам мы, наверное, действительно не лидеры. Но если учесть множество зданий, приспособленных под торговлю (официально не являющихся ТЦ), street retail и цокольных помещений, в которых ведется торговля, то картина будет совсем иная. У нас много непрофильных помещений, используемых под торговлю, они и вносят разногласия между реальной картиной торгового бизнеса и официальными цифрами.
5. Мы пока этого пика не достигли. У нас в ТЦ люди ходят развлечься, встретиться с друзьями, весело провести свободное время. И такие развлечения есть: Детский город профессий «Солнечный» (ТЦ «Холдей Family»), «Место есть» (ТЦ «Мега»), картинги, салоны тайского массажа, центр аттракционов, стимулирующих движения «Авто Сим Новосибирск» («Аура», «Сибирский молл», «Континент»), MustHave (ФЭШН-индустрия: ТРЦ «Галерея Новосибирск», «Ройял Парк»), боулинги, аэрохоккеи, спортбары («Сибирский молл»), крытые и открытые катки («Ройял Парк», «Мега»), ярмарки, выставки. Но следует отметить, что развлекательная часть наших ТЦ слабо обновляется. Когда-то открытые «развлекаловки» могут стоять годами. Публика ими пресыщается. Нужно повышать скорость смены развлекательных мест в ТЦ. А в целом новосибирцы потеряют интерес к развлечениям в ТЦ, я думаю, через 1,5-2 года. И это будет толчком к созданию новых точек роста для торговых центров. А что это будут за точки – покажет будущее и мы с вами.
Директор MDBroker Данил Прудников:
2. Перспектива есть только у районного формата ТЦ, в более крупных форматах есть большой риск, что не получится достигнуть заполняемости даже на 50%, либо нужно существенно снижать ставки аренды для большей заполняемости. Однозначно придется сдавать площади за коммунальные и эксплуатационные услуги операторам детских развлечений, либо инвестировать в самостоятельные проекты и управлять ими.
3. Стрит-ритейл на центральных магистралях города сохранил свои позиции только в местах наличия остановок и станций метро. ТЦ с каждым годом забирают все больше покупателей и арендаторов сегмента fashion. В формате «стрит» остается все меньше арендаторов, уходят с рынка банки, бутики, на смену им приходят продуктовые супермаркеты, фирменные розничные отделы фермерских хозяйств, барбершопы, аптеки и минимаркеты.
4. Строить или не строить ТЦ – этот вопрос напрямую зависит от уровня безработицы и средней зарплаты в регионе. Показатели продаж в Новосибирске намного ниже, например, чем в Тюмени, где зарплата выше. Новосибирск славится как торговый регион, конечно, но славиться – не значит быть выгодным для разного вида инвестиций. Здесь нужна локальная аналитика и знание местного рынка перед покупкой участка и закладыванием первого кирпича. Иногда выгоднее построить в 2 раза меньше площадей и эффективно их сдать, чем сделать «музей» с красивыми баннерами пустующих помещений.
5. Развлекательная часть в ТЦ является дополнением, а не основой. Есть примеры, где эта доля сокращена в проекте, и ТЦ успешен. Так, в ТРЦ «Галерея Новосибирск» детская развлекательная зона составляет всего 415 кв. м, при этом магазины успешно работают, и в центр всегда хороший трафик. Совсем без развлекательной зоны торговый центр более 20 000 кв. м не обойдется – нужно дополнение к салонам для посетителей с детьми и молодежи. Хороший пример районного ТЦ – «Атлас», на ул. Гребенщикова, 2, общей площадью 5400 кв. м, где планируют надстраивать этаж для размещения кинотеатра, который будет единственным в спальном районе, и это верный шаг, несмотря на длительную окупаемость инвестиций.
Полномочный представитель Гильдии управляющих и девелоперов по Новосибирску и области Максим Марков:
«Строек действительно много, но все они сконцентрированы в форматах продуктовых гипермаркетов и магазинов у дома. Абсолютное большинство объемов создается «под заказ» конкретных ритейлеров. На мой взгляд, в этом секторе рынок несколько перегрет, и такая активность на нем продержится не более двух лет. Который год переносится открытие ТРЦ «Европейский», а это 100 тыс. квадратных метров общей площади. И мне пока неизвестно о намерениях каких-то крупных арендаторов размещать в нем свои торговые точки. У него будет тяжелая судьба. Предположу, что заполняться он будет года три».
Генеральный директор ГК «Отелит Development» Евгений Бурденюк
2. Нельзя сказать, что сейчас ведется много строек ТЦ. Возможно, на окраине города продолжается строительство, но не моллов, а районных ТЦ, и спрос на них не высокий, так как снижается интерес к жилью. В основном сейчас появляется стрит-ритейл. В ближайшие два года рынок ТЦ заполнится – никто больше не стремится строить гигантские объекты. И, соответственно, есть причины недозаполненности: завышенные ценники и слишком высокая конкуренция. А если говорить про новые объекты, то они появляются в тех местах, где есть высокий спрос, но мало предложения. У них проблем с недозаполненностью не будет.
3. Возможно, ранее уличная торговля была якорной: люди приезжали в город, гуляли, делали покупки и уезжали. Сегодня эту нишу у стрит-ритейла забрали торговые центры. На мой взгляд, нет конкуренции – каждый занимает свою нишу. В ТЦ люди специально приезжают, чтобы совершить покупки и хорошо провести время, а уличная торговля ориентирована больше на объекты, которые не требуют специальной поездки для того чтобы совершить покупки.
5. На мой взгляд, у нас живет данный формат, и насыщения сильного нет. ТЦ постоянно организуют развлекательные мероприятия, ярмарки, привлекают аниматоров для детей, привозят артистов.
Мнение архитектора
Сергей Пергаев, руководитель архитектурного бюро Сергея Пергаева:
Сама идея многофункциональности пространства переходит на новый уровень. От простого соединения в одном здании большого количества функций, разделенных стенами, входами, кассами, – к единому пространству с незаметным переходом от ресторана к галерее, от магазина мужской одежды к спортзалу, от винного магазина в ресторан.
Сейчас актуально создание пространств, больше похожих на естественную среду – некую биосферу, где разные функции, разные объекты соединяются по принципу соседствования. Они не просто соседи, разделенные забором, а один общий, взаимодействующий с гостями организм.
Например, классические ТЦ и ТРК строились по принципу улиц: коридор с разными входами в небольшие и большие торговые пространства разных брендов. Но коридор, даже широкий и с высоким потолком – это не самое комфортное пространство, по нему человек стремится от входа к выходу, а задача – задержать человека внутри. Верней сделать так, чтобы ему не хотелось уходить.
Для этого, среди прочего, создаются общественные места – точки притяжения внутри объектов. Это площади, которые не сдаются в аренду напрямую, но они приятны, полезны и интересны гостям, при этом в них можно встроить маркетинговую составляющую. Например, у магазина спорттоваров поставить стол для настольного тенниса с возможностью играть. Работая с «Мегой» в Новосибирске, наше архитектурное бюро создало детскую площадку и общественное пространство МЕСТОЕСТЬ, которые не предназначались для сдачи в аренду, но увеличили трафик и время пребывания людей.
Общественная зона может быть частью магазина – спортмагазин продает столы для пинг-понга, мы планируем место для стола в общественную зону, где люди смогут играть – это уже работающая полезная площадь, она промоутирует товар. Монотонность пространства утомляет гостей, лучше всего через каждые 30-40 метров делать интересные и интерактивные объекты. Коридоры обычно «съедают» до 40% полезной площади ТЦ. При этом подходе полезную площадь можно доводить до 80% (20% всегда занимают коммуникации).
Мы видим, что действующие ТЦ и ТРК стараются внедрить эти новые принципы: единое уютное пространство с переплетающимися функциями и вплетение в проекты общественных мест, этот же подход активно обсуждается и при планировании новых объектов.
В месте, созданном по этим принципам, человек делает покупки очень естественно – обедая в ресторане, покупает вино; по пути в спорт зал покупает инвентарь; посещая продуктовый супермаркет, записывается на кулинарные курсы».