Меню

Елена Гончарова, председатель Контрольно-счетной палаты Новосибирской области

1 | Работу в Контрольно- счетной палате я начинала замом по юридическому обеспечению и никогда не думала, что буду председателем. Предложение участвовать в конкурсе на эту должность стало для меня

Найти верное решение, не погрешив против законности, справедливости и целесообразности Елене Гончаровой помогает то, что она определяет понятиями «внутренняя струна», «интуиция», «совесть».

1 | Работу в Контрольно- счетной палате я начинала замом по юридическому обеспечению и никогда не думала, что буду председателем. Предложение участвовать в конкурсе на эту должность стало для меня полной неожиданностью. Всё-таки быть замом и первым лицом— две большие разницы. Но я доверилась управленческому опыту Шилина Юрия Ивановича, он был в то время председателем палаты и собирался на пенсию. Он сказал: «У тебя получится». А когда согласилась— обратной дороги нет. Считаю, что если что-то делать, то хорошо, либо не начинать вообще. 


2| В юриспруденции есть дисциплина «Проблемы теории государства и права», одна из проблем— соотношение категорий «законность», «справедливость» и «целесообразность». Нас учили, что закон превыше всего. Но одно дело, если главврач решил, к примеру, за счет средств, выделенных на содержание больных, отремонтировать свой кабинет. И другое, когда он с командировочных расходов снял деньги и лифт отремонтировал, потому что санитарки не могут больных на руках поднимать. С точки зрения закона нарушения одинаковые— нецелевое использование, но мотивы-то разные. Вот и думай, как поступить, по закону или по справедливости. Каждый раз заново ищу ответ (да простят меня мои педагоги). 


3| Часто бюджетные средства используются неэффективно, и никакой ответственности за это не предусмотрено. Кто-то «просидел» на деньгах, потому что инструкции не было, как их тратить, а в конце года вернул в федеральный бюджет— и всё по закону. А другой рискнул, сделал доброе дело, получил результат, но при этом что-то нарушил и огреб по полной программе. Получается, что мы стимулируем тех, кто ничего не делает. Это неправильно, поддерживать нужно тех, кто идет на обдуманный хозяйственный риск, даже если при этом допускает ошибки. Отсюда правило— все сомнения всегда в пользу проверяемых. 


4| Существует такое понятие, как «профессиональная деградация». В разных профессиях это может проявляться по-своему. Например, врачи перестают воспринимать людскую боль, учителя превращаются в жестких менторов, руководители верят в свою непогрешимость. Хорошо, если рядом человек, который вовремя поправит. Но иногда, чтобы остаться самим собой, нужно сменить работу. 


5| Самое сложное— это сделки с совестью. Мне кажется, человек всегда чувствует, когда поступает неправильно. Можно назвать это чутьем, интуицией. Я это воспринимаю как «внутреннюю струну». Когда делаешь не то, что должен, чувствуешь, как внутри тебя растет напряжение и что-то натягивается, натягивается Важно вовремя вернуться назад, пока «не лопнуло», чтобы потом не было стыдно. Даже если ты поступаешь не так, как принято, но внутри знаешь, что прав. Недавно шел телесериал «Глухарь». И там у майора Зиминой спрашивают: «А Глухарев честный мент?», она отвечает: «Честный». Потом подумала: «По-своему честный» и добавила: «Ну, очень по-своему». Вот это и есть главное— не разрушать себя изнутри, всегда оставаться собой.