Стать эффективным топ‑менеджером выставочного дела может лишь тот, кто с азов постигал его изнутри. Именно так и складывалась карьера Елены Поповой, генерального директора «ITE Сибирская ярмарка».
В выставочном бизнесе компетенция накапливается только внутри, в среде. Причем накапливается она долго: можно сказать, счетной единицей профессионального опыта тут служит одна выставка. А каждая из них готовится ровно год. То есть и накопление навыков кропотливое, и плотность большая. Потому что работа над новой выставкой в буквальном смысле начинается в последний день предыдущей.
Мой путь к руководству «Сибирской ярмаркой» начался в прямом смысле издалека — из Краснодарского подразделения ITE. Краснодарская часть сюжета в моей бизнес‑истории занимает довольно большое место. Там я получила и высшее образование, и первый деловой опыт. Этот опыт, как у большинства людей моего поколения, получивших дипломы в 1991‑м, радикально отличался от учебной специализации. Это же была сумасшедшая эпоха филологов‑брокеров и менеджеров с дипломами искусствоведов.
С другой стороны, это было прекрасное время, когда жизнь позволяла попробовать себя в самых разных сферах и искать свой путь, свою профессию, искать себя — в полном смысле этого известного штампа. За несколько лет таких исканий я руководила одним из первых рекламных агентств города, занималась рекламой в краснодарском представительстве газеты «Московский комсомолец», делала журналистские материалы.
Успела поработать в органах власти и штабе политтехнологов на «золотых» выборах 1996 г. Тогда же мы с подругой открыли свое маркетинговое агентство. Это был уникальный год, когда в Россию пришли мировые гиганты бизнеса. Причем пришли все и сразу. И им всем нужно было одно — информация о рынке. Прежние советские институты не умели делать мониторинг рынка, пригодный для западных фирм. В их мире была статистика, а аналитического мониторинга не было. Пришлось переучиваться, изучать основы маркетинга по еще не переведенным книгам Филипа Котлера.
Мы изучали принципы и модели продвижения, потребности бизнеса. Становление профессионалов в маркетинге происходило тогда исключительно эмпирическим путем — методом проб и ошибок.
Это было время постоянных перемен. Наверное, именно поэтому у нашего поколения особое отношение к переменам — не как к стрессу, а как к норме жизни.
Когда у нас в регионе появилась первая выставка, я была потрясена «пробой воздуха», поняла, что выставка — это и есть «место силы» в новом, на глазах рождающемся бизнес‑мире. До сих пор помню свое первое впечатление об этой выставке. Там было сорок зарубежных компаний. Вокруг, за стенами зала — энтропия и анархический капитализм. А тут другой мир. И упругое, бодрящее чувство на глазах возникающего будущего. Там в воздухе витал запах закипающей силы. Такое материальное ощущение, хоть ложкой черпай, хоть ножом режь. К слову, в Новосибирске сейчас тоже чувствуется это «закипание», мощь, сравнимая только с Москвой.
Четыре первых года я работала для выставочного бизнеса как поставщик информационных услуг — мы готовили маркетинговые отчеты, проводили социологические исследования. А потом, в один прекрасный день, я проснулась и поняла: хочу работать в выставочном бизнесе. Хочу создавать События, быть человеком, приносящим реальную пользу. И начался путь к получению полноценного, прицельного бизнес‑образования. Менеджмент, маркетинг, проектное управление — для выставочного дела эти дисциплины имеют принципиальное значение. Много было получено и уникальных знаний. Например, у меня был один из первых в России сертификатов специалиста по разработке и внедрению системы менеджмента качества в соответствии с ISO 9000. В начале 2000‑х в России таких специалистов насчитывались единицы.
Когда руководство компании ITE решило перестроить модель работы «Сибирской ярмарки» с учетом появления новой площадки, меня пригласили в рабочую группу, чтобы дать рекомендации по программе. Я приехала, обжилась в городе, погрузилась в его бизнес‑среду. Изначально, полтора года назад, я приехала на должность заместителя генерального директора по выставочной деятельности. А ровно год назад, в начале марта, мне предложили стать генеральным директором «ITE Сибирская ярмарка».
Заниматься производством конкретной выставки и быть генеральным директором — это не одно и то же, требуются совершенно разные управленческие навыки. К счастью, я уже успела нужный опыт накопить, силы в себе чувствовала и предложение приняла без колебаний.
В экспо‑бизнесе мужчин‑руководителей больше, но гендерного диктата нет. Если говорить о выставочном деле в целом, то его, наверное, можно даже назвать вполне женским. У женщины больше и стрессоустойчивость, и внимание к деталям. А выставочное дело — это же именно мир деталей. Стойкость к стрессам очень важна, они накапливаются «горкой» как раз к церемонии открытия. Пик — перед самой выставкой, когда идет волна изменений со всех сторон. Выставка объединяет в эти несколько дней тысячи людей, и надо скоординировать все потоки, а люди имеют обыкновение что‑то придумывать или менять в последний момент (и это объяснимо — мы же люди!), то это становится нелегким испытанием. Нужно иметь крепкие нервы и навык управленческой импровизации — способность решать проблемы «здесь и сейчас». Поэтому и сил нужно много, и за тонусом нужно следить.
Тонус я восстанавливаю просто — хожу в бассейн. Я вообще воду люблю, со студенческих лет. Два визита в бассейн — лучший релакс на неделю. И, конечно, я подпитываю себя общением с семьей. Семья у меня — четыре человека и кошка. Двое взрослых сыновей. Старшему 24, он работает в банке. Младший в этом году заканчивает школу, в вузе собирается изучать менеджмент. Я его, честно говоря, предостерегаю. Мол, это такая трудная судьба, подумай хорошенько. Впрочем, решать ему. К сожалению, все они далеко от меня, общаемся по скайпу.
Игорь Смольников