Умение убеждать инвестора — универсальная награда стартапера. Даже если других наград он от жюри не получил.
В последнюю неделю апреля новосибирский Академпарк стал финальной площадкой мобильного инновационного форума, охватившего всю Россию — OPEN INNOVATION STARTUP TOUR. Новосибирск — десятый город тура, инициированного Фондом «Сколково». Вслед за его финалом — STARTUP VILLAGE, форум, который пройдет 29-30 мая уже в самом «Сколково».
Если всмотреться в состав участников, то можно сказать, что в туре участвуют не 10 городов, а 11: в Новосибирске было весомо представлено сообщество томских стартаперов. Томичи в Академпарке выделялись командной сплоченностью и деликатным обозначением своего коллективного регионального «я» — белыми толстовками с яркой надписью «Томск».
Впрочем, противостояния томичей и новосибирцев на стартап-туре не было — даже эксперты из Фонда «Сколково» отметили, что эти два города, при всей своей самобытности, образуют научную конурбацию, мозговой центр Сибири.
Надежды на Академгородок всегда выше, чем на обычные города, поскольку Академгородок — это точка концентрации интеллекта, — отметил представитель Фонда «Сколково», руководитель департамента по науке и образованию Александр Фертман. — Академгородок 2.0 и «Сколково» — это близкие проектные контексты.
Томск — самый логичный напарник для Новосибирска на общероссийской научной арене.
Томичам наконец-то удалось приступить к использованию патентов, удалось направить их в реальный бизнес, — сказал Пекка Вильякайнен, один из главных спикеров мероприятия, один из топ-менеджеров «Сколково» и вообще гранд-персона стартап-тура.
Аналогия, конечно, будет специфическая, но для стартаперов Сибири посмотреть живьем на Вильякайнена — ну, это как визит Державина на school-party Cаши Пушкина. Ибо живой классик. Создатель первого в мире интернет-банка. К тому же, «в гроб сходить» не собирается, благословляет не по-державински, а вполне деятельно — объясняет принципы эффективного общения с инвесторами, механику генерации коммерчески эффективных научных идей. И учит по капле выдавливать из себя… нет, не раба. А Шелдона Купера. Этот колоритный сериальный персонаж очень пригодился как антипример для стартаперов, поскольку отлично олицетворяет социальный изоляционизм сугубо академической науки и неумение мыслить «ниже уровня Нобелевки». Как иронично отметил Пекка Вильякайнен, «если ваша цель — Нобелевская премия, мы желаем вам успеха, но вам не к нам, не в «Сколково».
То есть сколковские приоритеты — это проекты с обозримым горизонтом социальной эффективности. Улучшающие жизнь современников и создающие конкретный рыночный продукт. Впрочем, вульгарного монетаризма на таких форумах тоже немного. Это заметно хотя бы по тематической эволюции их медицинских подсекций. На первых «околосколковских» слетах была заметна скученность прикладной научной мысли вокруг стоматологии — самой коммерческой, самой монетизированной медицинской отрасли. Сейчас же, в частности на этом стартап-туре, участники медицинского трека затронули в своих проектах множество сфер медицины —ортопедию, диагностику, кардиологию. Были представлены и разработки для ветеринарии. А межграничье медицины и педагогики — интегрирующая работа с детьми-аутистами — было представлено в IT-секции.
Очень понравился проект робо-системы для интеграции детей-аутистов, — сказал один из членов жюри в IT-cекции, Дмитрий Карпенко, IT-директор ГК «Обувь России». — Он, думаю, достоин отдельной награды. На форуме с просмотром стратапов я в первый раз, но на мероприятиях из инновационной сферы бываем часто. Представители «Сколково» бывают и на нашем собственном ритейл-форуме. Большая часть проектов реалистична, реализуема. В общем, формат и идея — все понравилось целиком и полностью. Дать выступить стартаперам широким спектром — это дорогого стоит. Хорошо, что с участниками сначала отработали технику подачи, прокачали навык презентации. Были ответы и по бизнес-моделям, и по срокам окупаемости.
Да, «прокачка» конкурсантов-соискателей перед встречей жюри — это, можно сказать, было доминантой первого дня тура. Причем навык подачи своей разработки — дар долгоиграющий, который не только на туре пригодится, а вообще «потом, впредь и на всю жизнь». Проблема эта действительно острая. И дело не только в высокопарности ученых-академистов (предположим, типичных «шелдонов» отфильтровали еще на входном барьере). Увы, даже ученые-прикладники, создающие разработки с потенциально блестящим социальным функционалом, грешат сектантской загадочностью языка или банальной застенчивой косноязычностью. А это портит и навык рыночного мышления: язык и мышление — это, как известно, понятия взаимосвязанные.
85% стартапов не в состоянии объяснить суть своего продукта, — посетовала Мария Колчина, генеральный директор и управляющий партнер компании «Бернер и Стаффорд». — 70% не задумываются о том, как продавать свой продукт. И лишь 30% умеют осмыслить рынок. А тут нужна быстродумность, ученый-прикладник фактически играет и на поле продаж. А время в продажах драгоценно.
Будьте свободны от влюбленности в свою технологию — только так вы сможете ее доступно продать, — развил мысль коллеги Пекка Вильякайнен. — Не надо тратить первые пять минут презентации на показ своих патентов. Проверяйте любую идею на ребенке 3-6 лет. Нет своего — возьмите у соседей. Перескажите ему свою идею. Не можете переложить идею на язык дошкольника? Или переложили, но ему непонятно? Ну, значит, идея или нехороша, или ваш навык представления безнадежно слаб.
Словом, «сколковцы», затеяв этот тур, выступили сразу в двух ипостасях — и как эксперты, рационально и без сантиментов высматривающие новаторов, эффективных коммерчески и социально, и как менторы, учащие тому, как себя впечатлить. То есть, они для каждого конкурсанта — собирательный ролевой образ инвестора. А это значит, что пользу такой конкурс принесет не только победителям, прошедшим в майский STARTUP VILLAGE, а в принципе всем, кто в конкурсе себя показывал. В общем, афоризм «Главное – не победа, а участие» на весеннем стартап-туре утратил свою привычную утешительную унылость и засиял обновленным оптимистичным смыслом.
Игорь Смольников