Меню

Евгений Бурденюк: «То, что сейчас происходит, очень выгодно для девелоперов»

Генеральный директор ГК «Отелит Development» поделился мнением о ситуации на новосибирском рынке торговой недвижимости: тенденциях, предпочтениях арендаторов и строительстве новых объектов.

Как вы оцениваете ситуацию, сложившуюся сегодня на рынке торговой недвижимости города Новосибирска? 

В оценке рынка торговой недвижимости мы опираемся на специфику деятельности нашей компании. Спрос на рынке определил для нас наиболее привлекательные ниши – это супермаркеты, пивные магазины, пекарни, аптеки и зоомагазины. Но это не значит, что все игроки рынка торговой недвижимости также ориентируются на них. Сегодня стремительно развиваются различные виды бизнеса, можно отметить рынок кофеен, который продолжает расширяться, как в Новосибирске, так и в России в целом. Наша компания внимательно следила за всеми этапами его развития и, на мой взгляд, в перспективе рынок насытится и перейдет в стагнацию, но я не исключаю возможности, что произойдет его трансформация и возникнут новые форматы кофеен. Также наблюдался и резкий всплеск рынка электронных сигарет, появилось большое количество вейп-шопов. Сейчас происходит его сокращение. Наша компания активно занимается аналитикой и отслеживает, как меняются тренды рынка, от чего зависит спрос на те или иные группы товаров.

А как трансформируется ритейл? 

На мой взгляд, сейчас идет перераспределение рынка: региональные игроки уходят, закрывают нерентабельные магазины или попадают в руки федеральных игроков, таких, как «Магнит», «X5 Retail Group», «Лента», «Монетка», «Ярче». То, что сейчас происходит, очень выгодно для девелоперов, так как идет активная борьба за каждый магазин, освобождаемый частными предпринимателями или небольшими сетями. Также мы ожидаем, что вслед за федеральными российскими сетями на рынок Новосибирска придут зарубежные игроки: супермаркет «АТАК» французской группы «АШАН», нидерландская сеть «SPAR», «7-Eleven», американская сеть «Wal-Mart Store» и т.д. Я считаю, что перераспределение происходит и на рынке хлебобулочных изделий. Сегодня у малых пекарен перспектив больше, чем у крупных хлебозаводов, так как они более конкурентоспособны и легко приспосабливаются к потребностям рынка. Постепенно на рынке свежего и качественного хлеба будут формироваться сетевые игроки, которые станут лидерами. 

Считаете ли вы аптечные сети активными игроками в ритейле?

Да, фармацевтический рынок является одним из активных игроков. В регион заходят большие федеральные сети, выдавливая локальные аптеки и небольшие региональные сети, но они продолжают оставаться на плаву. Из года в год мы прогнозируем, что начнется стагнация, сети перестанут развиваться, но появляется какой-то новый игрок, создается новый формат, предлагается интернет-доставка или возможность заказать по телефону. Рынок движется. 

Как меняются предпочтения арендаторов по площади арендуемых помещений? 

Наиболее востребованными среди представителей малого бизнеса являются минимальные форматы 5-50 кв. м. Крупные федеральные сети рассматривают форматы от 50 кв. м. и выше. Но все зависит о места, пешеходного трафика и вида бизнеса. 

Как арендаторам сегодня обеспечить высокий трафик нужной аудитории?

Необходимо развивать сеть, снижать закупочные цены, повышать сервис, становиться более привлекательным для потребителей. Изучать, как работают лидеры рынка, и внедрять их инструменты у себя в бизнесе. 

Насколько сейчас актуальны районные ТЦ? 

Постепенно их актуальность будет спадать. Многофункциональные торговые центры, в которых представлены продуктовый супермаркет, бытовые услуги, аптека, химчистка, банк, фудкорт, кафе, рестораны, магазины одежды и обуви, а также предлагаются различные форматы развлечений, сохранят свою востребованность среди аудитории. Что касается малых районных торговых центров, то у них дела идут очень плохо. Каждый арендатор стремится сесть на первый этаж, чтобы получить максимальный трафик. По этой причине тысячи квадратных метров на верхних этажах пустуют. Мы видим возможность покупки готовых магазинов и торговых центров, нежели их строительство. Законодательство в сфере строительства ужесточается, становится более регламентированным, соответственно – новых объектов будет создаваться все меньше, а количество уже созданных площадок сводится к нулю. При этом сети сохраняют тенденцию к развитию. Мы понимаем, что созданные проекты, которые удобны для торговли, будут только дорожать, и другого вектора развития не будет.