Генеральный директор Аэропорта «Толмачево» рассказал о том, почему региональным перевозкам необходимы бОльшие субсидии, и как наращивать пассажиропоток в сибирских аэропортах.
На пресс-конференции в ТАСС, посвященной региональным пассажирским авиаперевозкам, Евгений Янкилевич поделился своими соображениями относительно наращивания субсидий для прямых региональных маршрутов.
По данным Транспортной клиринговой платы, за 2017 г. прирост пассажиропотока на рейсах между городами СФО составил 14% (показатель — 1 млн 308 чел.), а за первые три месяца 2018 г. пассажиропоток прирос на треть. Лидирующими регионами СФО по количеству перевезенных пассажиров внутри округа в прошлом году стали Красноярский край, Иркутская и Новосибирская области. Среди авиакомпаний в пятерку лидеров вошли «НордСтар», «Ангара», «Сибирь», «КрасАвиа», «ИрАэро».
Что касается субсидируемых маршрутов, то за 2017 г. по ним между регионами СФО перевезено 66 300 пассажиров, что составило 9,8% от числа пассажиров по РФ, общая сумма субсидий была равна 294 113 333 руб. Из новосибирского аэропорта субсидируемыми рейсами перевезено 22 487 пассажиров (сумма субсидий — 87 596 914). Лидирующими авиакомпаниями в этом сегменте стали «КрасАвиа» (19 651 пассажир), «Ангара» (14 502) и «Сибирь» (11 384).
Количество пассажиров на региональных рейсах, безусловно, зависит от экономической обстановки в стране, от эластичности ценообразования. Наиболее тяжелый сегмент для формирования нормальной цены для пассажиров — это именно региональные перевозки, потому что, чем меньше самолет, тем дороже перелет. Поэтому субсидирование перевозок — это норма. Все страны субсидируют, потому что без этого не обойтись, и эту историю нужно не только продолжать, но и развивать. Мы даже знаем примеры, когда авиакомпании и аэропорты разными методами и сами участвуют в софинансировании, — отметил Евгений Янкилевич.
Он привел статистику плотности железных дорог по российским федеральным округам в километрах на 10 тыс. кв. км. В СФО это 24 км, в ЦФО — 262 км, на Дальнем Востоке — 14 км.
Чем ниже плотность альтернативных дорог, тем больше должна развиваться субсидироваться региональная авиация, — заявил Евгений Янкилевич.
Он также рассказал о том, что существует три круга перевозок. Первый — это все перевозки по внутренним воздушным линиям в рамках Российской Федерации, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга (перелеты между двумя субъектами федерации безе пересадок в федеральном центре). Внутри него есть второй, меньший, круг — это полеты в районе узловых аэропортов, в которые самолеты могут заходить или проходить над ними. И еще один круг — это рейсы, которые ограничены определенными правилами субсидирования и дальностью маршрутной сети.
Наша задача по большому кругу авиации состоит в том, чтобы пассажиропоток вне московского узла рос бОльшими темпами, нежели поток в Москву, чтобы люди летали прямыми маршрутами. В 2016 году в Толмачево общий пассажиропоток был чуть больше 3 000 000 на внутренних воздушных линиях, из этого потока 1 442 000 — это пассажиры, которые летели через Москву. То есть 47% летало через столицу. В 2017 году эта цифра составила уже 44%. Темпы роста по этим маршрутам, вне Москвы, составили 26%. А темпы роста на московском направлении — 8%. Это тот положительный перекос динамики, которого мы добиваемся. Наша задача в СФО — сделать максимум пассажиропотока через наши аэропорты, минуя Москву и Санкт-Петербург, — заключил генеральный директор Аэропорта «Толмачево».