В 2011 г. факторы зафиксировали рост спроса на свои услуги. Компании стали рассматривать факторинг как полноценный и эффективный инструмент управления ликвидностью и страхования кредитных рисков.
Прошлый год, по признанию факторинговых компаний, оправдал самые оптимистичные прогнозы. В 2011 г. факторы также рассчитывают на 40%-ный рост рынка и собираются удвоить свои портфели. Выход же на рынок крупных иностранных игроков кажется логичным, но пока слабо ожидаемым.
«Уровень спроса на факторинг в некоторой степени является своеобразным показателем «предпринимательской зрелости» клиентов»,— считает руководитель по развитию факторинга Новосибирского филиала Промсвязьбанка Татьяна Михайлина. По ее словам, 2008 г. научил бизнес более ответственно относиться к заемным деньгам. Если раньше компании привлекали средства, которые значительно превосходили их возможности, то сегодня для поддержания финансовой устойчивости предприятия и его роста бизнес предпочитает те банковские продукты, которые максимально адаптированы к его реальным потребностям.
Все эксперты сошлись в ожиданиях, что к концу текущего года можно рассчитывать на прирост рынка факторинга на уровне 40-50% по сравнению с прошлым годом. На фоне этого роста опрошенные участники рынка намерены в 2011 г. удвоить свои портфели. «Однако надо понимать, что объем российского рынка факторинга все еще относительно невелик,— предупреждает директор дивизиона «Сибирский» Национальной Факторинговой Компании Руслан Агаев.— Вышедшие на рынок в 2010 г. крупные банковские игроки легко могут удвоить объемные показатели рынка за счет привлечения крупных и очень крупных клиентов».
По словам руководителя Новосибирского регионального центра факторинговой компании «Лайф» Олега Каширцева, сейчас наблюдается растущий спрос на факторинг в сегменте малого и среднего бизнеса для замещения коротких кредитов на беззалоговой основе. Поэтому конкуренция, фактически, идет в двух сегментах. Крупнейшими игроками «малого» факторинга (сделки до 5 млн руб.) участники рынка считают «ТрансКредитФакторинг», ФК «Лайф» и факторинговое направление банка «Акцепт». Не менее острая борьба идет вокруг крупных качественных клиентов в сегменте производства и оптовой торговли. К основным игрокам, специализирующимся на крупных клиентах (сделки более 5 млн руб.), факторы относят Национальную Факторинговую Компанию, «ВТБ Факторинг», направления факторинга Промсвязьбанка и Альфа-Банка.
Ставки падают, сроки растут
Сейчас основными потребителями факторинговых услуг являются оптовые компании, предприятия производственного сектора, а также компании, участвующие в тендерах и аукционах и реализующие свои товары или услуги с отсрочкой платежа. Олег Каширцев говорит, что среди клиентов «Лайф» доли потребителей, работающих с продовольственными и непродовольственными товарами, распределены равномерно.
В Промсвязьбанке баланс другой. «Наибольшая доля оборота традиционно приходится на оптовую торговлю,— рассказывает Татьяна Михайлина.— Почти половину этой группы занимают компании, торгующие компьютерами и комплектующими, оргтехникой, мобильными телефонами и бытовой техникой. Четвертая часть приходится на торговлю продуктами питания и алкогольными напитками, и ориентировочно 8-9%— доля непродовольственных товаров (бытовая химия, косметика, парфюмерия)».
Рост рынка и конкуренции заставляет факторов активно осваивать новые отрасли, повышать доступность факторинговых продуктов для большего количества предприятий и снижать ставки. Татьяна Михайлина отмечает, что рынок уверенными шагами приближается к моменту, когда возможности снижения стоимости факторинга будут сведены к нулю.
«Стоимость факторинговых услуг стремительно приближается к стоимости кредита,— подтверждает Олег Каширцев.— Но это не идет на пользу предоставляемым услугам и противоречит принципам предоставления этого продукта. Он более трудоемкий и не может стоить столько же, сколько кредит. Кроме того, это беззалоговое финансирование. Сейчас эффективную ставку можно рассматривать в диапазоне 1-2% от суммы накладной при отсрочке до 30 дней. Я предполагаю, что снижаться дальше уже некуда. Если, конечно, подходить к этому продукту здраво, а не просто демпинговать».
Руководитель подразделения «ВТБ Факторинг» в г. Новосибирске Дмитрий Шишкин также отмечает снижение стоимости факторинга и увеличение максимальных сроков отсрочки платежа.
Количество игроков почти не увеличилось
С момента отмены лицензирования факторинговой деятельности в апреле 2009 г. прошло более двух лет, однако предрекаемого тогда роста количества игроков на рынке так и не последовало. Эксперты связывают это с тем, что экономика все еще не вышла из стагнации и мало кто готов инвестировать деньги в новый бизнес. Особенно в бизнес, который напрямую зависит от состояния экономики и уровня платежеспособного спроса населения.
В целом, отмену лицензирования участники рынка воспринимают нейтрально. По словам Руслана Агаева, после ликвидации этой коллизии в законодательстве был исключен юридический риск, который для многих иностранных факторинговых компаний до кризиса был главным стоп-фактором для развития бизнеса на территории России. «Появление иностранцев с поставленными и отлаженными технологиями, в том числе системой риск-менеджмента и качественным IT-обеспечением, только поспособствует повышению уровня факторинговых услуг и развитию здоровой конкуренции на рынке,— отмечает он.— С другой стороны, появления на российском рынке серьезных иностранных сетевых факторинговых компаний, по крайней мере в 2011 г., мы не ожидаем».
Насколько вырастет рынок факторинга
на 40-50%
по прогнозам экспертов, увеличится объем рынка факторинга в Новосибирской области в 2011 г.
в 2 раза
по прогнозам экспертов, вырастут портфели основных участников рынка факторинга в регионе в 2011 г.
до 150 дней
увеличилась средняя отсрочка платежа в августе 2011 г. по сравнению с августом 2010 г.
Источник: НФК, «ВТБ Факторинг», Промсвязьбанк, «Лайф» На рынке факторинга Сибирь отстает от Урала
Региональная структура российского рынка факторинга в I полугодии 2011 г.
Источник: Ассоциация факторинговых компаний (АФК)
В 2011 г. факторы зафиксировали рост спроса на свои услуги. Компании стали рассматривать факторинг как полноценный и эффективный инструмент управления ликвидностью и страхования кредитных рисков.
«Уровень спроса на факторинг в некоторой степени является своеобразным показателем «предпринимательской зрелости» клиентов»,— считает руководитель по развитию факторинга Новосибирского филиала Промсвязьбанка Татьяна Михайлина. По ее словам, 2008 г. научил бизнес более ответственно относиться к заемным деньгам. Если раньше компании привлекали средства, которые значительно превосходили их возможности, то сегодня для поддержания финансовой устойчивости предприятия и его роста бизнес предпочитает те банковские продукты, которые максимально адаптированы к его реальным потребностям.
Все эксперты сошлись в ожиданиях, что к концу текущего года можно рассчитывать на прирост рынка факторинга на уровне 40-50% по сравнению с прошлым годом. На фоне этого роста опрошенные участники рынка намерены в 2011 г. удвоить свои портфели. «Однако надо понимать, что объем российского рынка факторинга все еще относительно невелик,— предупреждает директор дивизиона «Сибирский» Национальной Факторинговой Компании Руслан Агаев.— Вышедшие на рынок в 2010 г. крупные банковские игроки легко могут удвоить объемные показатели рынка за счет привлечения крупных и очень крупных клиентов».
По словам руководителя Новосибирского регионального центра факторинговой компании «Лайф» Олега Каширцева, сейчас наблюдается растущий спрос на факторинг в сегменте малого и среднего бизнеса для замещения коротких кредитов на беззалоговой основе. Поэтому конкуренция, фактически, идет в двух сегментах. Крупнейшими игроками «малого» факторинга (сделки до 5 млн руб.) участники рынка считают «ТрансКредитФакторинг», ФК «Лайф» и факторинговое направление банка «Акцепт». Не менее острая борьба идет вокруг крупных качественных клиентов в сегменте производства и оптовой торговли. К основным игрокам, специализирующимся на крупных клиентах (сделки более 5 млн руб.), факторы относят Национальную Факторинговую Компанию, «ВТБ Факторинг», направления факторинга Промсвязьбанка и Альфа-Банка.
Ставки падают, сроки растут
Сейчас основными потребителями факторинговых услуг являются оптовые компании, предприятия производственного сектора, а также компании, участвующие в тендерах и аукционах и реализующие свои товары или услуги с отсрочкой платежа. Олег Каширцев говорит, что среди клиентов «Лайф» доли потребителей, работающих с продовольственными и непродовольственными товарами, распределены равномерно.
В Промсвязьбанке баланс другой. «Наибольшая доля оборота традиционно приходится на оптовую торговлю,— рассказывает Татьяна Михайлина.— Почти половину этой группы занимают компании, торгующие компьютерами и комплектующими, оргтехникой, мобильными телефонами и бытовой техникой. Четвертая часть приходится на торговлю продуктами питания и алкогольными напитками, и ориентировочно 8-9%— доля непродовольственных товаров (бытовая химия, косметика, парфюмерия)».
Рост рынка и конкуренции заставляет факторов активно осваивать новые отрасли, повышать доступность факторинговых продуктов для большего количества предприятий и снижать ставки. Татьяна Михайлина отмечает, что рынок уверенными шагами приближается к моменту, когда возможности снижения стоимости факторинга будут сведены к нулю.
«Стоимость факторинговых услуг стремительно приближается к стоимости кредита,— подтверждает Олег Каширцев.— Но это не идет на пользу предоставляемым услугам и противоречит принципам предоставления этого продукта. Он более трудоемкий и не может стоить столько же, сколько кредит. Кроме того, это беззалоговое финансирование. Сейчас эффективную ставку можно рассматривать в диапазоне 1-2% от суммы накладной при отсрочке до 30 дней. Я предполагаю, что снижаться дальше уже некуда. Если, конечно, подходить к этому продукту здраво, а не просто демпинговать».
Руководитель подразделения «ВТБ Факторинг» в г. Новосибирске Дмитрий Шишкин также отмечает снижение стоимости факторинга и увеличение максимальных сроков отсрочки платежа.
Количество игроков почти не увеличилось
С момента отмены лицензирования факторинговой деятельности в апреле 2009 г. прошло более двух лет, однако предрекаемого тогда роста количества игроков на рынке так и не последовало. Эксперты связывают это с тем, что экономика все еще не вышла из стагнации и мало кто готов инвестировать деньги в новый бизнес. Особенно в бизнес, который напрямую зависит от состояния экономики и уровня платежеспособного спроса населения.
В целом, отмену лицензирования участники рынка воспринимают нейтрально. По словам Руслана Агаева, после ликвидации этой коллизии в законодательстве был исключен юридический риск, который для многих иностранных факторинговых компаний до кризиса был главным стоп-фактором для развития бизнеса на территории России. «Появление иностранцев с поставленными и отлаженными технологиями, в том числе системой риск-менеджмента и качественным IT-обеспечением, только поспособствует повышению уровня факторинговых услуг и развитию здоровой конкуренции на рынке,— отмечает он.— С другой стороны, появления на российском рынке серьезных иностранных сетевых факторинговых компаний, по крайней мере в 2011 г., мы не ожидаем».
Насколько вырастет рынок факторинга
на 40-50%
по прогнозам экспертов, увеличится объем рынка факторинга в Новосибирской области в 2011 г.
в 2 раза
по прогнозам экспертов, вырастут портфели основных участников рынка факторинга в регионе в 2011 г.
до 150 дней
увеличилась средняя отсрочка платежа в августе 2011 г. по сравнению с августом 2010 г.
Источник: НФК, «ВТБ Факторинг», Промсвязьбанк, «Лайф» На рынке факторинга Сибирь отстает от Урала
Региональная структура российского рынка факторинга в I полугодии 2011 г.
Источник: Ассоциация факторинговых компаний (АФК)