Меню

Гаррет Джонстон предсказал революцию в сети

Месяц назад топ-менеджер из Ирландии, свободно владеющий 11 языками, получил паспорт гражданина России. Он уверен, что через 10 лет жизнь изменится до неузнаваемости и Россию в новом мировом устро

Бывший топ-менеджер МТС Гаррет Джонстон рассказал «ДК», почему связь станет самой важной сферой экономики и как она преобразит мир.

Месяц назад топ-менеджер из Ирландии, свободно владеющий 11 языками, получил паспорт гражданина России. Он уверен, что через 10 лет жизнь изменится до неузнаваемости и Россию в новом мировом устройстве ждут блестящие перспективы. Правда, пока полет фантазии Гаррета Джонстона местные операторы связи догнать не могут. Его это не смущает. Он уверен, что негибкие компании умрут, а повсеместная интернет-связь станет столь же привычной, как электричество.

Услуги персонифицируются
Гаррет Джонстон условно делит все технологии на три части: связь, программное обеспечение и устройства. Он считает, что развитие технологий сотрет грань между фиксированной и мобильной связью. Доступ к интернет-связи будет везде— дома, в офисе, в самолете, где угодно. По его мнению, полной конвергенции удастся достичь в сотовых сетях поколения 5G.
Какие технологии нас ожидают в будущем?
— Сейчас в Москве доступны скорости 2-8 Мбит/сек., через 1-2 года будут доступны 2-8 Гбит/сек. А если говорить о перспективе в 10 лет, то там скорости будут измеряться уже в Тбит/сек.— этого достаточно, чтобы скачать все фильмы, созданные в 2009 г. за одну секунду. Это сделает реальными такие вещи, о которых сейчас мы можем только мечтать. Например, мы сможем проводить видеоконференции с эффектом полного присутствия. Виртуальный мир станет реальностью.
Как эти технологии могут быть полезны бизнесу?
— Технологии полного присутствия сделают ненужными офисы. Зачем ехать на работу, если можно увидеть своих коллег и из дома— передать им бумаги, перекинуться парой фраз?
Это изменит все сферы бизнеса. Допустим, вы едете в отпуск, пакуете чемодан. В нем встроен маленький чип, и если по дороге потеряют ваш чемодан, вы легко сможете его найти. Понятно, что это изменит бизнес перевозчиков. Кроме того, в чипе будет встроена камера, которая покажет все, что происходит вокруг вашего чемодана,— его никто не сможет вскрыть или украсть.
Если присмотреться, связь есть во всем. Она есть даже в продуктах питания. Например, вам надо найти молоко, и Google подскажет вам, в каком магазине поблизости есть это молоко, на какой полке оно лежит. Производитель может следить за тем, куда попал товар и как он продается в режиме реального времени, и запускать производство четко по необходимости. Такая технология уже есть.
К чему приведет повсеместная интернетизация?
— Все услуги станут персонифицированными. Появятся сети, которые будут работать в вашем теле и подстраивать среду под вас. Например, вы подходите к двери своей квартиры, а она уже чувствует то, что это вы идете, и открывает замок. Или вы приближаетесь к машине, а она автоматически подстраивает кресла, климат, зеркала под ваш рост, телосложение, потребности. Прототип такого устройства уже есть, это RedTacton, который использует электрические импульсы тела для управления различными предметами, например, для открытия дверей без физического движения рук.
Персонификация позволит решить ряд проблем. Уже сейчас в Ирландии миграционная служба предлагает внести в базу данных отпечаток пальца и сетчатки глаза. Сделав это, вы сможете пересекать границу Ирландии на самообслуживании— без таможенников и досмотра. В Голландском аэропорту Скиполь действует аналогичная программа PRIVIUM— она пропускает пассажиров на рейс по отпечатку сетчатки глаза.
Программа для зубной щетки
Гаррет Джонстон считает, что в будущем все вещи станут «немножко айфонами» и мир будет развиваться за счет приложений.
— Уже сейчас для Iphone написано 225 тыс. приложений, через 5-7 лет приложений будет уже 50 млн. Так, есть бесплатное приложение от Ирландской железной дороги. Я задаю точку на карте, куда хочу поехать, телефон определяет место, где я нахожусь, и прокладывает маршрут. Приложение заказывает для меня билеты на поезд, самолет, вызывает такси.
Еще один пример— приложение от ирландской полиции. Вы на своем телефоне можете нажать «тревожную кнопку», и полиция получит доступ к вашему телефону— его видеокамере, местоположению и т.д. Также вы можете сделать видеозвонок любому полицейскому участка, сообщить о правонарушении, сможете проследить, в каком состоянии находится расследование вашего дела. Такие же технологии могут внедрить производители воды, джинсов, ботинок— чего угодно. Например, зубная щетка со связью через аппликации будет подбирать подходящую вашим зубам пасту, запрашивать у микроволновки и холодильника, что вы едите. Я понимаю, что все это звучит фантастически, но кое-что является реальностью на Западе уже сегодня.
Кто будет финансировать все эти разработки?
— Аппликации будут разрабатывать миллионы частных компаний. В том, что все эти решения окупятся, нет сомнения. Вы боитесь смерти? Я боюсь. Многие люди умирают от рака по двум причинам: во-первых, о нем узнают поздно, а во-вторых, химиотерапия убивает не только раковые клетки, но и все тело. Можно вживить небольшой чип в тело человека, и информацию о здоровье человека врач будет получать не раз в год, как сейчас, а 10 раз в секунду. Чип будет подавать информацию о вашем состоянии в компьютер, который будет анализировать изменения и предупреждать вас о возможных болезнях, назначать профилактику.
Вы отдадите треть месячной зарплаты, чтобы быть уверенным, что проживете до 100 лет? Я отдам. А ведь есть и другие возможности— вы сможете в любую секунду увидеть, где ваш ребенок и как он себя чувствует. Аппликацию можно дешево подстроить под каждого человека в отдельности.
Заводы исчезнут
Гаррет Джонстон уверен, что Россия займет ведущее место в изменившемся мире. При этом основные доходы ей будут приносить IТ-разработки.
— Физические вещи будут все больше переходить в виртуальное пространство. Как это может быть? Например, у меня был тяжелый многофункциональный пульт. Недавно я купил софт и теперь у меня виртуальный пульт, у которого больше возможностей, чем у реального. Таким же образом в виртуальное пространство перейдет очень много физических явлений.
Одно из последствий этого— исчезновение заводов. Уже придуман 3D принтер, который позволяет «напечатать» любые вещи— от зажигалки и булки хлеба до жилого дома. Все вещи станут информацией— купив принтер и брикеты-заготовки различных продуктов, вы сможете их легко напечатать дома. Большие заводы будут не нужны.
В изменившемся мире Россия найдет свое место. Здесь много грамотных инженеров и разработчиков, даже 3D-принтеры были придуманы в России. Кроме того, на смену промышленным товарам придет потребность в сырье— не переработанном, в виде брикетов. А Россия очень богата сырьем.

Гаррет Джонстон
Родился 22 июля 1968 г. в Дублине (Ирландия)
Образование: Дублинский университет, экономист, Дублинский колледж Тринити, международная торговля.
Карьера: 1991-2003 гг.— директор по маркетингу международных корпораций Cap Gemini, Ernst & Young,Cable & Wireless, PricewaterhouseCoopers, Alcatel и MCI WorldCom.
2003-2006 гг.— генеральный директор по маркетингу украинского сотового оператора «Киевстар», консультант Правления группы «Теленор» в Норвегии по вопросам корпоративной маркетинговой стратегии.
2006-2010 гг.— директор по стратегическому маркетингу компании МТС.
Хобби: выступает диджеем на вечеринках.
Женат, двое детей.