Проект южно-сибирской конгломерации на основе строительства высокоскоростных железных дорог усилит динамику развития регионов и исправит неравномерность развития западной и восточной частей России.
Необходимо соединение ряда городов - это Новосибирск, Барнаул, Омск, Томск, Кемерово, - высокоскоростными железными дорогами. Этот проект интересен тем, что он конкурентоспособен. Так называемая южно-сибирская система расселения - формирование конкурентоспособного ядра в географическом центре страны.
Без создания агломераций вокруг крупных городов, таких как Новосибирск, Иркутск, Красноярск, развития в Сибири не будет. А появление их конгломерации станет противовесом развитию России в западном направлении.
Проект создания высокоскоростных магистралей прост и логичен а у нас на сегодняшний день есть все возможности для его реализации. Это нормальная практика, когда скоростной поезд обеспечивает часовую доступность городов, находящихся в 300-400 километрах. А в этом радиусе от Новосибирска проживает 10 млн человек. К этому надо идти, и эту ситуацию выстраивать в категориях 3-5-летнего тренда.
К тому же, таким образом можно привлечь огромные инвестиции. Мой любимый пример - это 360 км скоростной дороги на Тайване, связывающей Тайбэй с Гуаньчжоу. Принцип простой: между двумя мегаполисами 12 станций. Первые в мегаполисах и 10 промежуточных. Место для станций определялось так, чтобы вокруг было не менее 100 га земли, и 70% дороги в итоге было построено за счет продажи девелоперам этих участков.
Колонка написана на основе выступления Михаила Грудинина в рамках форума «Эксперт-Сибирь - 400. Какая Сибирь нужна России?».