Объемы автомобильных грузоперевозок по сравнению с ноябрем 2008 г. сократились на 30-40%, сетует директор компании «Транс Консалтинг» (специализируется на транспортировке алкоголя, обслуживает круп
Резкое падение объемов автомобильных грузоперевозок привело к ужесточению конкуренции. Чтобы заинтересовать оставшихся клиентов, перевозчики вынуждены снижать тарифы. Эксперты прогнозируют массовый уход с рынка мелких перевозчиков, вынужденных работать на грани рентабельности.
Объемы автомобильных грузоперевозок по сравнению с ноябрем 2008 г. сократились на 30-40%, сетует директор компании «Транс Консалтинг» (специализируется на транспортировке алкоголя, обслуживает крупных дистрибьюторов) Юрий Чолах. Он говорит, что объем рынка сокращается, а конкуренция растет: «Клиенты с легкостью уходят от одной компании к другой». Директор по развитию компании «Сибирь Транс» Александр Бартеньев оценивает падение объема автомобильных грузоперевозок как у «Сибирь Транс», так и в целом по рынку в 30-35%. Объемы перевозок резко сократились из-за спада в экономике. «Многих перевозчиков это повергло в состояние шока», — отмечает Бартеньев.
Падение объемов грузоперевозок в меньшей степени коснулось крупных игроков. У «Байт Транзит Континента» (БТК, основная специализация — сборные грузы) объем перевозок уменьшился на 15-20%, сообщил представитель компании БТК Сергей Панюшкин. По его словам, БТК обслуживает несколько промпредприятий. «До сих пор они загружали машины полностью, сейчас — лишь частично. Снижение цен на услуги не спасает положение — практически все наши заказчики сократили объемы выпуска продукции», — сетует собеседник.
А «ЗапСибТрансБлок» почувствовал лишь небольшое снижение объемов внутригородских и междугородних перевозок. «У нас они снизились не более чем на 3-5%», — утверждает гендиректор компании Татьяна Подкорытова. Столь небольшое снижение она объясняет спецификой компании, грузовой автопарк которой ориентирован на перевозку контейнеров: «При общем сокращении объемов грузоперевозок рынок контейнеров не пострадал — вместо вагонов оптовики стали отправлять контейнеры». Однако спрос на услуги спецтехники (в частности, техники для подъема грузов), по ее словам, снизился до 30%.
«Из-за падения спроса перевозчикам пришлось снизить тарифы — до 20%», — рассказывает Александр Бартеньев. В результате маржа сократилась до 3-5%, объясняет он. «ЗапСибТрансБлок» был вынужден снизить тарифы на услуги тяжелой спецтехники на 30%, и это позволило увеличить спрос, рассказывает Подкорытова. «Данные услуги (подъем грузов кранами, перевозка тяжеловесами) широко используются в строительстве. За счет снижения цен у наших партнеров появилась возможность удешевить смету и начать процесс строительства», — объясняет она.
А «Транс Консалтингу» существенно снизить расценки не удастся. По словам Чолаха, перевозка алкоголя затратна, рентабельность — не более 5-10%.
«На снижение объемов рынка грузоперевозчики ответили требованием абсолютной или частичной предоплаты от клиентов», — отмечает Бартеньев. По его словам, предоплата особенно важна для мелких компаний, которым не хватает собственных оборотных средств. «А задержка в оплате доставленного груза — не редкость для грузоперевозчиков. С этим столкнулись, например, участники прошлогоднего северного завоза», — отмечает Бартеньев. По его мнению, в самом тяжелом положении оказались те перевозчики, которым необходимо расплачиваться по кредитам или лизинговым платежам. «При дальнейшем падении объемов перевозок на рынке смогут удержаться только крупные перевозчики, а также те, кто обслуживает крупных клиентов, чей бизнес не пострадал во время кризиса», — прогнозирует он. А Чолах оптимистичен: «Рынок перевозок алкогольной продукции вернется на прежний уровень уже в ближайшие месяц-два. Розница нуждается в пополнении запасов после прошедших праздников».
детали
Перевозчикам нечего возить
По Новосибирской области объем грузоперевозок за декабрь 2008 г. составил 85% от объема за декабрь 2007 г., объем за январь 2009 г. — 70% от аналогичного показателя прошлого года. В целом по РФ падение индекса промпроизводства в ноябре составило 8,75% по сравнению с ноябрем 2007 г. и 10,8% — к октябрю 2008 г.
Источник: Новосибстат.