Эксперт в сфере облачных технологий рассказал, насколько активно бизнес в регионах использует облачные сервисы, и как разнится их стоимость в зависимости от территории.
Руководитель группы регионального развития департамента облачных технологий ГК Softline Владимир Егорычев рассказал об особенностях спроса на облачные услуги в Сибири и других регионах присутствия. Сибирь — в числе лидеров по объему потребления облаков.
Рынок облачных услуг показывает стабильный рост на протяжении последних 5 лет: ежегодно его объем прирастает на 30-40%, и эта тенденция в ближайшие два-три года однозначно будет сохраняться. Многие компании, которые ранее не решались на подобные эксперименты с облачными решениями и доверяли исключительно своей инфраструктуре, начинают обращать внимание на облака и тестировать в них приложения, не относящиеся к категории бизнес-критичных. Это формирует вокруг облачных систем доверие пользователей и создает предпосылки к переводу в облако бизнес-критичных информационных систем.
Основным драйвером развития облачных сервисов в России является процесс цифровой трансформации бизнеса, который поощряется даже на уровне руководства страны и каскадируется в том числе на предприятия с государственным участием, или на компании, которые с этими предприятиями взаимодействуют. Департаменты информационных технологий теперь занимаются не только поддержкой инфраструктуры, но и решают стратегические задачи компании (например, планируют и реализуют развитие ИТ-обвязки, которая станет частью новых производств и/или профессиональных сервисов), а используемые ИТ-услуги должны быть адаптированы к новым условиям: позволять сотрудникам решать рабочие задачи без привязки к офису, иметь высокий уровень защищенности и стабильности работы. При этом использование облаков позволяет отказаться от покупки дорогостоящих лицензий и оборудования.
В целом прослеживается следующая тенденция: чем меньше компания, тем она мобильнее и тем охотнее она использует все новое, в том числе и облачные сервисы. Крупные игроки тоже интересуются облаками, но процессы принятия решений там зачастую затягиваются на несколько лет.
Важным фактором при принятии решения о переходе в облако становится экономическая составляющая. Серверы клиентов зачастую бывают загружены менее чем на 20% от их возможностей, и совершенно не факт, что предприятие в будущем сможет обеспечить более высокую загрузку купленных «на вырост» мощностей. Вместе с тем, «лишние» вычислительные ресурсы — это всегда затраты на поддержку, размещение и обеспечение работоспособности. В рамках облачных услуг этих затрат с точки зрения заказчика нет. Аренда мощностей и приложений из облака — практически единственный способ не платить лишнего и закупать сервисы в таком объеме, который необходим здесь и сейчас.
Кроме того, существенно возрос уровень безопасности облаков. Сервисы ряда провайдеров отвечают самым актуальным требованиям действующего законодательства. Самый высокий уровень проникновения облаков (с большим отрывом от соседей) ожидаемо наблюдается в Центральном федеральном округе. И, разумеется, значительная доля потребления приходится на Москву и Московскую область. На втором месте — Северо-Запад. Структура распределения заказчиков по географическому признаку в целом соответствует вкладу федеральных округов в экономику страны. Общая тенденция такова, что чем дальше регион находится от центра, тем ниже там уровень проникновения облачных сервисов. СФО здесь немного выделяется на общем фоне: этот регион в прошлом году стал третьим по объему потребления облачных сервисов Softline, и обошел Урал.
Самый значительный средний чек демонстрируют заказчики Softline в Северо-Западном федеральном округе. Этот вывод стал неожиданным даже для авторов исследования. Лидерство СЗФО в плане среднего чека можно объяснить близостью к Европе и более европейским бизнес-укладом, предусматривающим более широкое использование облачных технологий. Например, у компании есть заказчики из числа российских «дочек» компаний Северной Европы, которым предписано держать в облаке свою инфраструктуру. Часть из них пользуется публичным облаком и одновременно платит за облако, развернутое в соответствии со 242ФЗ. Отсюда высокий средний чек.
Средний чек в Сибирском округе в сравнении с другими регионами достаточно невысок, причиной этого является тот факт, что большая доля сибирских потребителей облачных ресурсов работает в сегменте малого и среднего бизнеса и потребляет «сервисы первой необходимости» (почта, офисные пакеты, CRM-система и т.д.) в небольших по сравнению с крупными корпорациями объемах.
Лидеры по потреблению облаков — финансовые организации и компании розничной и оптовой торговли. На эти две отрасли приходится порядка 50% всех продаж Softline. Оставшаяся часть — производство, разработка и госсектор. В последние годы интерес стали проявлять также медицинские организации — многие из них планируют миграцию в облако уже в ближайшие несколько лет, поскольку для предприятий отрасли здравоохранения уже есть достаточное количество решений, которые используют облачный подход. Например, телемедицина и архивы данных, получаемых с диагностического оборудования. Существенно отстают с точки зрения проникновения облаков госкомпании, которые в последние пару лет столкнулись с законодательными ограничениями в области использования зарубежных вендорских решений. Впрочем, с появлением полностью импортонезависимых облачных сервисов, в сторону облаков смотрят и госкомпании.
Уровень оттока клиентов у облачных провайдеров традиционно является небольшим. В Softline этот показатель по итогам 2017 года составил 3,3%, в 2018 году компания намерена снизить его вдвое. Основной причиной потери клиента для провайдеров, как правило, является ситуация, когда заказчик нашел необходимый сервис с большим количеством возможностей и за меньшую цену. Поэтому ИТ-компании постоянно работают прежде всего над повышением качества своих услуг. Работа ведется сразу в нескольких направлениях: обновление и модернизация оборудования и программного обеспечения, обучение технического персонала и появление новых сервисов и услуг.
Многие эксперты называют в качестве основной тенденции 2018 года переход компаний к мультиоблачности — стратегии по развертыванию ИТ-инфраструктуры на базе нескольких облачных провайдеров или нескольких платформ. Мультиклауд помогает заказчикам сохранять техническую и экономическую независимость от провайдера, повысить отказоустойчивость и получить возможность подбирать облачные предложения под конкретные задачи.
Еще один актуальный тренд — перенос в облако бизнес-критичных приложений. От такого ПО зачастую зависит выполнение компанией своих обязательств. Создав резервную копию критичных бизнес-приложений в облаке, заказчик обеспечивает высокий уровень отказоустойчивости и таким образом может избежать финансовых, репутационных и юридических рисков со стороны контрагентов.
В ближайшие несколько лет затраты на облачные сервисы в структуре ИТ-бюджетов российских компаний однозначно будут расти. В топе окажутся консалтинговые услуги по обеспечению информационной безопасности в облаке и облачный интернет вещей (IoT).