«Во времена борьбы с Telegram было заблокировано более 2 млн серверов, в том числе и один из наших». Как предприниматель создал новую программу и защитил бизнес.
Генеральный директор компании iROSS Сергей Забашта рассказал, как из желания помочь другу родилась целая программа, способная оптимизировать работу большого сельхозпредприятия или транспортной компании. Приложение, способное отследить все скрытые от глаз руководителя события, помогает понять, где и что в компании делается не так, устранить проблемы, а также постоянно контролировать все производственные процессы.
Выручили друга — создали программу
— Компания «IROSS» появилась в Новосибирске в 2017 г., выпустив на рынок комплексную программу, совмещающую спутниковый мониторинг транспорта, аналитические отчеты, бухгалтерский и складской учет. Так как продукт был разработан в Новосибирске, он получился ориентированным на отечественного потребителя, и по цене, и по функционалу, в отличие от иностранных программ, не учитывающих специфику российского рынка.
Идея родилась внезапно. Все началось с желания помочь другу Ивану. Он сельхозтоваропроизводитель. Как оказалось, не такое уж простое это дело — управлять своим крестьянско-фермерским хозяйством. Хлопотно и времени свободного нет ни минуты. Зато водители везде преуспеют: и бензин себе отольют, и на тракторе твоем «налево» съездят, поле не допашут — за ними глаз да глаз.
При встрече он сетовал на работников и рассказывал о своих буднях: что соседское фермерское хозяйство подключилось к системе какого-то спутникового мониторинга и у них проблем стало меньше, что он тоже очень хочет заниматься развитием своего фермерского хозяйства, а не бегать за работниками и проверять их. Мы поняли, что будущее — за комплексной программой, которая облегчила бы жизнь, снизила затраты, и дала бы возможность заниматься любимым делом, не отвлекаясь на ежедневную рутину. Но на рынке не было ничего подходящего, а то, что было, — дорого в обслуживании и слабофункционально. Друг мой решил, что придется подключиться к тому, что есть.
Тема оказалась очень интересной, мы обсуждали инновации и тенденции развития сельского хозяйства, а после, собравшись командой программистов, начали разрабатывать для него индивидуальную программу. Цель стояла амбициозная: разработать для программы широкий функционал, простой в использовании, нативный, не требующий обучения и в два раза дешевле импортных аналогов. За плечами уже был успешный опыт решения нестандартных IT-задач. Имея слаженный профессиональный коллектив, мы решили создать совершенно новый продукт отечественного производства, который мог бы не только решить насущные проблемы одного сельхозпредприятия, но и оптимизировать весь сегмент агропромышленного комплекса.
Так и появилась наша программа. Постепенно мы расширяли ее функции, тестируя на фермерском хозяйстве. Сначала установили датчики уровня топлива и навигационный терминал с сим-картой на несколько тракторов. Работники фермерского хозяйства, ошибочно полагая, что вне зоны действия сети программа работать не будет, отогнали трактор на дальнее поле, где не было gsm-сигнала, и оставили его там, сославшись на то, что он неисправен, и они починят его после выходных. На самом же деле они калымили на нем все выходные. Они не знали, что данные в офлайн режиме могут записываться целый месяц. Пригнав его обратно, они были крайне удивлены, что афера вскрылась, и кроме того, есть точные маршруты трактора в те даты, когда он якобы был сломан, и есть данные по расходу топлива. Сами догадайтесь, что потом было…
Форс-мажор как сигнал к действию
К началу 2018 года в интерфейсе программы можно было увидеть местоположения и простои техники, моточасы, геозоны; можно было рассчитывать ежесменную площадь обработанных участков (полей); контролировать скорость засева поля, расхода топлива в режиме реального времени, расхода ГСМ в целом на предприятии, смен персонала; можно было идентифицировать личности водителя транспортного средства, отслеживать заполнения бункеров топливом. Также в программе работал режим «заправочная станция».
Далее мы дописали функционал по автоматизации бизнес-процессов и удобного их контроля. Мы обратили внимание на предприятия, которые занимаются перевозками, причем неважно было, что именно перевозят компании — людей, продовольственные товары или нефтепродукты. У всех этих предприятий были одновременно схожие и в то же время абсолютно разные проблемы в области контроля транспорта и спецтехники, а также оптимизации бизнес-процессов. Все они требовали разных подходов и решений. Объем работы предстоял очень большой.
Вдохновение и идеи мы черпали у наших будущих клиентов, внимательно выслушивая их проблемы, предлагая пути решения. Конечно, не все наши решения били в точку, но в процессе бурного обсуждения и постоянной взаимосвязанной работы с предприятиями мы создавали и совершенствовали продукт. При этом мы и сейчас в режиме реального времени всегда принимаем пожелания наших клиентов и вносим коррективы и дополнения в нашу программу. В результате трехлетней работы нашей команды и клиентов (за что им огромное спасибо) мы получили платформу, способную не только проконтролировать, но оптимизировать работу предприятия.
Конечно, у нас было много необычных сложностей в разработке продукта. Но была одна очень весомая. Во времена борьбы с социальной сетью Telegram было заблокировано более 2 миллионов серверов, в это число попал и один из наших, в результате чего начались перебои в работе сервиса, посыпались бесконечные звонки от клиентов. Проблема была решена, но теперь у нас есть дублирующие сервера для повышения отказоустойчивости системы.
Теперь, при отключении одного из серверов, переключение на другой происходит автоматически, что позволяет программе работать без перебоев. Из полученного опыта можно сказать: чтобы не споткнуться, занимаясь подобным типом услуг, необходимо всегда подстраховываться.
Сейчас мы продолжаем расширять области применения программы, добавляя опции для предприятий, занимающихся строительством, чисткой дорог, вывозом мусора. Среди глобальных планов: интеграция с 1С; выпуск второй версии приложений IROSS для IOS и Android.
iROSS в цифрах
Более 10 млн руб. было затрачено на старте, чтобы получился цифровой продукт.
2 года проводились наладки, дописки и улучшение программы в реальных условиях, на живом предприятии с отликом от клиента по удобству для пользователя.
18 млн руб. ушло на разработку продукта.
5 120 единиц техники подключено к программе.