Малый бизнес не получит развития до тех пор, пока кредитные ставки банков не снизятся до 8% годовых, а у государства и бизнеса будет потребительское отношение друг к другу.
К такому выводу пришли участники круглого стола «Развитие малого и среднего бизнеса в Новосибирске». Участие в обсуждении приняли начальник отдела развития малого и среднего предпринимательства Министерства развития предпринимательства Новосибирской области Сергей Паршиков, председатель комитета поддержки и развития малого и среднего предпринимательства мэрии Новосибирска Сергей Дьячков, депутаты Законодательного собрания и Совета депутатов города, предприниматели.
Основными вопросами для обсуждения стала эффективность господдержки предпринимательства и доступность кредитных средств для малого бизнеса. Ежегодно на эти цели в нашем регионе выделяется около полумиллиарда рублей консолидированного бюджета. Размер адресной поддержки на одного предпринимателя составляет порядка 300 тыс. руб.
Депутат городского совета города Барабинска Константин Терещенко отметил, что для сельского предприниматели 300 тыс. руб. – приличные деньги. Но в городе на эти средства можно, разве что, открыть отдел зоотоваров при супермаркете. Генеральный директор группы компаний «Терра» Константин Локонов сообщил, что ни он, ни его знакомые предприниматели никогда не пользовались господдержкой, потому что, во-первых, имели очень мало информации о ней; во-вторых, условия получения господдержки мало кому подходят – слишком много бумаг приходится заполнять.
Однако 300 тыс. руб., которые может предложить предпринимателям государство – очень маленькая сумма. Для развития требуются кредитные ресурсы, исчисляемые миллионами. Они становятся все менее доступны.
«Не будет в стране малого бизнеса», -
в сердцах прокомментировал Сергей Дьячков информацию представителя Сбербанка о том, что кредиты предпринимателям выдаются по ставкам от 12% годовых. С ним согласился депутат городского совета Игорь Салов:
«Когда будет не выше 8% - бизнес будет развиваться».
Предприниматели сошлись во мнении, что сейчас у государства и бизнеса потребительское отношение друг к другу. Государство относится к бизнесу по принципу «налоги давай» и помогает только тем, кто приносит ощутимую выгоду. Предприниматели считают, что государство должно вкладывать в бизнес больше, обеспечивая при этом налоговые каникулы и льготы. Сергей Дьячков считает и ту и другую позицию не вполне правильными и говорит о необходимости менять институциональную основу взаимоотношений.