Начальник Сибирского ГУ Банка России Ильшат Янгиров рассказал, какие планы у регулятора по работе с финансовыми компаниями, и будет ли сокращаться количество игроков на рынке.
Банк России в 2016 г. разработал стратегию по повышению финансовой грамотности населения во избежание столкновения потребителей финансовых услуг с кредитными организациями. Ильшат Янгиров рассказал ДК, что еще входит в планы регулятора, и как они будут осуществляться.
Многие предприниматели интересуются: будет ли создан институт финансового уполномоченного, о чем много говорилось в последнее время?
Увы, в проекте основных направлений развития финансового рынка Российской Федерации на 2016-2018 годы не прописаны правовые основы для деятельности финансового уполномоченного. Причина в том, что в процессе длительного общественного обсуждения законопроекта стороны так и не пришли к согласию касательно итоговой модели функционирования института финансового уполномоченного. Тем не менее предполагается дальнейшее обсуждение этого вопроса ввиду его высокой значимости. Рынок может развиваться, только когда права потребителей финансовых услуг защищены. Банк России уделяет этому вопросу значительное внимание. Последние поправки к микрофинансовому законодательству тому пример.
Одновременно с повышением уровня финансовой грамотности потребителей финансовых услуг растет количество споров. Для создания эффективной системы досудебного урегулирования этих споров и нужен институт финансового уполномоченного.
Ждать ли, как в 2015 году, сокращения количества финансовых посредников? Или в настоящее время цель – сохранить игроков на финансовом рынке и урегулировать их деятельность более лояльными методами?
Банк России, как и ранее, будет пристально следить за финансовым рынком и контролировать ситуацию. Наша основная задача в Сибирском федеральном округе – обеспечить присутствие на рынке только добросовестных финансовых посредников, к услугам которых в основном прибегает население. Это задача многофакторная: необходимо развивать систему саморегулирования, установить соразмерное наказание недобросовестным участникам и новые требования в деловой репутации. Также важно не допускать возможности фальсификации финансовой отчетности. Mы продолжим пресекать появление недобросовестных участников, ведь качество важнее количества.
Как Банк России планирует повысить привлекательность для инвесторов долевого финансирования публичных компаний?
Предприятия в форме акционерных обществ – это ключевое звено экономики и России, и Сибири. Сфера корпоративных отношений, то есть отношений, связанных с участием в таких обществах и управлением ими, важна для регулятора. Инвестиции в акционерный капитал могут стать в перспективе полноценным альтернативным источником средств для развития бизнеса, особенно в тех случаях, когда бизнес-идея только внедряется. Сегодня в округе работает около 10 тысяч акционерных обществ, наибольшее количество которых зарегистрировано в Новосибирской области.
За прошлый год мы зарегистрировали 215 выпусков ценных бумаг номинальной стоимостью 22,5 миллиарда рублей. Таким образом, только два процента компаний использовали эту возможность для привлечения капитала. Пятая часть общего количества выпусков ценных бумаг проведена в Новосибирске. Большинство регионов СФО проявляют незначительную эмиссионную активность.
Для изменения ситуации Банк России в 2014 году одобрил Кодекс корпоративного управления, и теперь публичные акционерные общества имеют ориентиры на стандарты управления. Планируются также изменения полномочий органов управления обществами, их ответственности, в том числе дисциплинарной и финансовой. Банк России совместно с другими ведомствами планирует изменить требования к раскрытию информации публичными обществами и требования к внешним аудиторам. Кроме того, предполагается упрощение процедуры эмиссии облигаций. Эмитенты смогут подавать документы на регистрацию выпусков ценных бумаг в электронном виде, а в отдельных случаях использовать упрощенную схему. Запланированное развитие системы национальных рейтинговых агентств также позволит инвесторам получать адекватную оценку кредитного качества облигаций.
Это только часть работы, которая будет проведена в рамках реализации основных направлений развития финансового рынка. Отмечу, что, помимо разрабатываемой совместно с Правительством Российской Федерации межведомственной дорожной карты на среднесрочный период, будут разработаны дорожные карты, включающие в себя конкретизированные действия и задачи Банка России на каждый календарный год.
Работает ли Сибирское главное управление с эмитентами уже сейчас?
Да, работает. Помимо функции по государственной регистрации выпусков ценных бумаг, мы контролируем сферу корпоративных отношений и раскрытия информации эмитентами.
Акционерные общества округа редко используют возможность привлечения капитала через рынок долевого финансирования. Отсюда часто возникают нарушения российского законодательства со стороны эмитентов ценных бумаг. Наша задача – снизить их количество до минимума. За последний год мы взаимодействовали с половиной акционерных обществ в округе в части выполнения требований законодательства и передачи ведения реестра акционеров специализированному регистратору. Почти 500 компаний устранили нарушения – хороший результат. Эту работу мы продолжим и в текущем году.
К вопросу защиты тех, кто инвестирует средства в строительство. Факт отсутствия в регионе «своих» страховых организаций, занимающихся страхованием ответственности застройщиков, может помешать реализации строительных проектов на территории Новосибирской области?
Инфраструктура финансового рынка стремится обеспечить реальный сектор экономики своими услугами, если есть спрос. В Новосибирской области зарегистрировано три страховые организации. Это немного, но в округе таких компаний – 27. В России страховых компаний – несколько сотен. Есть страховые компании, которые отвечают требованиям закона об участии в долевом строительстве. Помимо этого, у застройщиков есть другая возможность – они могут выбрать поручительство банка, удовлетворяющего требованиям закона о долевом строительстве, в качестве обеспечения исполнения своих обязательств по договору. Соответствующие перечни опубликованы на сайте Банка России. На наш взгляд, одной из основных причин ситуации, сложившейся со страхованием ответственности застройщиков, является непрозрачность самих компаний, осуществляющих строительство. В настоящее время готовится законопроект, который должен ввести требования к застройщикам, в том числе и по капиталу. Кроме того, планируется создать специальный реестр застройщиков. Если эти новации будут реализованы, у страховщиков будет больше информации о застройщике, они смогут адекватно оценивать риски. Все это в итоге приведет к расширению числа страховых компаний, предоставляющих такую услугу.