эксперты Андрей Бондарюк директор по региональному развитию издательской группы «Парамон» Андрей Гладченко генеральный директор радио «Европа Плюс Новосибирск» Анатолий Горнштейн генеральный директ
эксперты
Андрей Бондарюк
директор по региональному развитию издательской группы «Парамон»
Андрей Гладченко
генеральный директор радио «Европа Плюс Новосибирск»
Анатолий Горнштейн
генеральный директор «Видео ИнтернешнлС»
Ирина Зенкова
руководитель пресс-службы «Газпром-Медиа»
Юрий Коробченко
директор «Алькасар Новосибирск»
Евгений Кузьменко
совладелец группы «Юнитон-Медиа»
Вероника Мелешкина
генеральный директор компании «Медиа-лидер»
Евгений Рудин
коммерческий директор «Авторадио-Новосибирск»
Олег Соболев
специалист отдела регионального развития телекомпании «Звезда»
Марат Шахсуварян
руководитель группы региональных продаж ИД «Афиша»
Лилия Эсауленко
редактор шопинг-гида «Я покупаю. Новосибирск»
Чем завершились судебные споры за 4-й и 12-й метровые каналы?
Почему рекламы на радиостанциях стало больше?
По данным Управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу, на 1 октября 2006 г. в Новосибирской области зарегистрировано 1241 средство массовой информации (19% от общего числа СМИ СФО), из которых 1021 печатные издания, среди которых 591 газета и 338 журналов.
В условиях растущего спроса на периодические издания экспансию в регионы развернули с начала 2006 г. сразу несколько крупных иногородних издателей.
В апреле 2006 г. в Новосибирске появился журнал «Большой Город» (московский издательский дом «Афиша», принадлежит «Проф-Медиа»). «Издание ориентировано на людей с активной жизненной позицией. Материалы в нем раскрывают актуальные общечеловеческие темы и помогают читателю найти правильное решение в обычных житейских проблемах», характеризует направленность журнала руководитель группы региональных продаж издательского дома «Афиша» Марат Шахсуварян. «Большой Город» одновременно вышел в Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. По словам Шахсуваряна, тираж журнала в Новосибирске составляет 20 тыс. экземпляров, распространяемых бесплатно. А с 10 ноября в Новосибирске появился еще проект «Афишы» одноименный журнал о развлечениях. Кроме Новосибирска, «Афиша» вышла еще в 26 городах. В четырех из них (Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Ростов-на-Дону) есть небольшая доля местного контента, включающая расписание культурных событий города.
В марте 2006 г. на новосибирский рынок вышли сетевой шопинг-гид «Я покупаю» ИД «Абак-Пресс» (г. Екатеринбург) и информационно-развлекательный справочник «Выбирай соблазны большого города» (издательская группа «Парамон», г. Челябинск). Оба издания распространяются бесплатно в бутиках, фитнес-клубах, салонах красоты и развлекательных центрах.
По словам директора по региональному развитию издательской группы «Парамон» Андрея Бондарюка, тираж новосибирского «Выбирай» составляет 20 тыс. экземпляров и увеличивать его в будущем году не планируется. «Я покупаю. Новосибирск», говорит его редактор Лилия Эсауленко, сейчас издается тиражом 12 тыс. экземпляров, в 2007 г. тираж увеличится до 15 тыс. Также в будущем году «Я покупаю» пополнится приложениями, ориентированными на различные сегменты рынка товаров и услуг. «Читатели становятся все более избирательными. Спрос тяготеет к специализации, человеку важно получить максимально емкую информацию по четко определенной теме», добавляет Эсауленко.
Игроки расходятся в оценках объема рынка рекламы в глянцевых журналах. Генеральный директор компании «Медиа-лидер» (входит в новосибирский ИД «Русская Азия», издающий журналы «Дорогое удовольствие», «Удачная покупка», «Статус») Вероника Мелешкина считает, что на продвижение в «глянце» новосибирские рекламодатели тратят около $500 тыс. в год. Оценка Андрея Бондарюка из «Парамона» существенно выше около $3 млн в год. Он считает, что через год оборот рынка рекламы в глянцевых журналах Новосибирска увеличится на 50%, объясняя это приходом новых сетевых издателей «Парамона», «Абак Пресса» и «Афишы». «Доля местных игроков будет сокращаться, уверен Бондарюк. Они не смогут выдержать конкуренции».
«Русская Азия» не намерена сдавать позиции на местном рынке, а также готовится атаковать и родину конкурентов Уральский регион, где в 2007 г. появится «Дорогое удовольствие» (сейчас издается в Новосибирске, Владивостоке, Хабаровске, Омске, Красноярске, Кемерове, Новокузнецке), обещает Мелешкина. В ноябре 2006 г. «Русская Азия» пополнила свой портфель изданий еще одним глянцевым журналом «Статус», ориентированным на мужчин (тираж 7 тыс.). «Если «Статус» будет успешным в Новосибирске, мы намерены издавать его и в других регионах», говорит Мелешкина.
Активно завоевывают местный рынок телегиды. Так, к уже присутствующим в городе изданиям «ТВ-неделя», «ТелесеТь» (издаются новосибирским ИД «Сибинформ»), «7 дней ТВ-программа» («Газпром-Медиа») и «Телесемь» («Интермедиагрупп»), в феврале 2006 г. добавился еще один московский гид «Теленеделя» («Популярная пресса»), выходящий тиражом 50 тыс. экземпляров. А в ноябре в Новосибирске появился гид «Панорама ТВ». Одноименная компания сейчас переходит под контроль «Газпром-Медиа». По словам руководителя пресс-службы «Газпром-Медиа» Ирины Зенковой, сделка будет завершена до конца года. «Концепции информационного еженедельника «7 Дней» и массового журнала «Панорама ТВ» различны», объясняет оправданность присутствия в Новосибирске сразу двух телегидов «Газпром-Медиа» Зенкова. В «7 Днях» сделан анкцент на информацию о звездах кино, шоу-бизнеса и спорта, а в «Панораме» максимально полные анонсы на кинофильмы. И в рознице «Панорама» втрое дешевле, чем «7 Дней».
Заметные изменения произошли и на телевизионном рынке Новосибирска. Весной 2006 г. в судебном споре за 4-й и 12-й метровые каналы была поставлена точка. До 2004 г. в Новосибирске существовали два крупных местных телеканала НТН-4 и НТН-12. Ими владели Яков Лондон и компания «Лабораториум», подконтрольная Евгению Кузьменко и Борису Комарову. Между партнерами возник конфликт, в ходе которого «Лабораториум» лишился 50% долей «Телекомпании НТН», вещавшей на этих двух каналах. С 2004 г. Кузьменко и Комаров пытались в судебном порядке вернуть свою долю в компании.
Несмотря на судебные споры, Федеральная конкурсная комиссия в 2005 г. провела конкурс на право вещания на 4-м и 12 -м каналах. Четвертая «кнопка» досталась телекомпании Минобороны «Звезда», а 12-й канал отошел НТВ. Итоги конкурса «Лабораториум» также оспаривал в арбитраже, аргументируя свои требования наличием обеспечительных мер, запрещающих какие-либо действия в отношении каналов. Временно на этих каналах начали вещать СТС и ТВ3. «Лабораториуму» это также не нравилось. «Присутствие федеральных телеканалов на этих частотах незаконно, а размещение местной рекламы в передачах СТС и ТВ3 незаконное предпринимательство», говорил «ДК» в январе 2006 г. совладелец группы «Юнитон-Медиа» и «Лабораториума» Евгений Кузьменко.
Весной стороны наконец договорились. «В мае этого года между «Лабораториумом», ответчиками (СТС, ТВ3) и соответчиками (телекомпаниями НТВ и «Звездой») было подписано мировое соглашение, согласно которому «Лабораториум» отказался от всех своих исковых требований. В свою очередь, телеканалы договорились о том, что НТВ будет вещать на 12-м метровом канале, СТС на 10-м канале, ТВ3 на 4-м канале, а «Звезда» будет транслировать на 38-м дециметровом канале, рассказывает Кузьменко. Для всех сторон процесса это была сложная судебная ситуация. Мы поняли, что будет трудно выиграть дело, и отказались от дальнейшей борьбы».
«Звезда», которой вместо 4-го метрового канала достался дециметр, утверждает, что претензий на «метр» не имеет: «Мы довольны 38 каналом и не намерены его менять», сказал «ДК» специалист отдела регионального развития телекомпании «Звезда» Олег Соболев. От дальнейших комментариев он отказался.
Также весной в Новосибирске появился и первый нишевый канал ориентированный на домохозяек «Домашний» (создан управляющей компанией «СТС-медиа»), вещающий на 23-м канале. До марта 2006 г. сетевым партнером 23-го канала был «Дарьял-ТВ», теперь в Новосибирске не представленный.
Телеканал «Культура» в июле перешел с 3-го метрового на 28-й дециметровый канал, уступив «метр» новому круглосуточному новостному каналу «Вести-24» ВГТРК. Каждый час «Вести-24» транслирует два выпуска новостей из регионов. Их поставляют 13 филиалов ВГТРК, в том числе и «ГТРК-Новосибирск»
НТВ отличилось тем, что не только сменило канал, но и медиаселлера. До весны трансляция программ НТВ велась на 10-м метровом канале по договору с местной телестанцией «Мир», а сбором и размещением рекламы занималось агентство «Видео ИнтернешнлС». С началом собственного вещания НТВ изменило и рекламную стратегию, создав собственное РА «Алькасар». Филиал «Алькасар Новосибирск» был зарегистрирован в июне этого года. Возглавил филиал Юрий Коробченко, ранее занимавший должности руководителя департамента информационной политики администрации Новосибирской области и директора управления маркетинговых коммуникаций компании «Росгосстрах-Сибирь». «Телекомпания отказалась от услуг посредника, решив получать деньги за продажу рекламных возможностей сама. В конечном итоге рекламодатель оценивает не медиаселлера, а потенциал целевой аудитории канала, объясняет Юрий Коробченко. Сеть расширяет свое присутствие, филиалы «Алькасара» работают в Омске, Кемерове, Томске и Иркутске, они полномочны принимать региональную и федеральную рекламу». А в середине декабря «Алькасар» подписал договор о размещении рекламы с телекомпанией ТНТ. Коробченко говорит, что «Алькасар Новосибирск» уже успел заключить соглашение с тремя компаниями о размещении рекламы на канале ТНТ.
«Меня огорчает потеря партнеров, но отчасти я разделяю политику телекомпании», говорит генеральный директор «Видео ИнтернешнлС» Анатолий Горнштейн. Он не смог оценить, какую долю доходов потеряла его компания, отметив тенденцию общего снижения объемов продаж из-за нового федерального закона «О рекламе», вступившего в силу 1 июля 2006 г. Согласно новой редакции, время телевизионной рекламы не должно превышать 12 минут в час, а с 1 января 2007г. этот показатель составит 9 минут в час. Ранее ограничение по рекламе составляло 20% от объема вещания в сутки. По словам Горнштейна, цены на телерекламу в сентябре повысились на 15-20%, в декабре произойдет повышение, цены повысятся еще на 30%, но Горнштейн объясняет это традиционным сезонным повышением. Рынок телерекламы в Новосибирске в 2006 г. составил около $19,5 млн, что на 21% больше, чем в 2005 г., оценивает Горнштейн.
«Новый закон «О рекламе» сыграл в пользу радиостанций. Объем рекламы увеличился на 15-20% после принятия закона. Дорожающее размещение на телеканалах многим компаниям становится не по карману», говорит коммерческий директор «Авторадио-Новосибирск» Евгений Рудин. Он отмечает приток иногородних рекламодателей, большая часть которых приходится на компании с центральным офисом в Москве. Не соглашается с Рудиным Андрей Гладченко, генеральный директор радио «Европа Плюс Новосибирск»: «Рост рекламного рынка замедлился. Если в 2005 г. рост составлял около 15%, то в этом году всего 5-10%, увеличившись с прежних 160-180 млн руб. до 190-200 млн руб. Не стоит ожидать, что из-за дорогой рекламы на телевидении рекламодатели переориентируются на радио. Некоторые наши клиенты уже отказываются от размещения рекламы на радиостанциях, объясняя это тем, что не хватает денег на телевизионную рекламу, а она по-прежнему считается среди компаний наиболее действенной».
Радиорынок в Новосибирске уже сформирован, говорят его участники. Еще в 2005 г. конкуренция подстегнула новосибирские радиостанции «Европа Плюс», «Мелоди» и «Радио Сибири» объединиться в холдинг «Радиус», а «Юнитон», Maximum, «Русское радио» и «DFM-Новосибирск» вошли в холдинг «Юнитон-Медиа». «Высокая конкуренция за рекламодателя подстегивает нас к объединению нашей коммерческой службы со службами иногородних радиостанций», говорит Рудин. Сейчас, по его словам, «Авторадио-Новосибирск» ведет переговоры с радиостанциями «Авторадио» в других городах Сибири: «Это позволит иногородним рекламодателям размещать рекламу на новосибирских радиостанциях».
Количественный состав новосибирских радиостанций мало изменился. В июне этого года в тестовом режиме начала работать молодежная танцевальная радиостанции «Энергия», перейдя на коммерческое вещание в ноябре. А «Радиус», заявивший еще в начале 2006 г. о готовящемся запуске новой радиостанции, «Ретро FM», не смог реализовать планы. Андрей Гладченко объясняет это трудностями в получении разрешительных документов от Министерства связи. Он рассчитывает, что «Ретро FM» начнет вещание в январе.
статистика
Любимые журналы новосибирцев в мае-октябре 2006 г.
(аудитория, тыс. человек)
1 | Cosmopolitan | 59,5 |
||
2 | За рулем | 32,3 |
||
3 | Glamour | 30,3 |
||
4 | Вокруг света | 26,6 |
||
5 | Burda | 25,6 |
||
6 | Совершенно секретно | 24,9 |
||
7 | Здоровье | 19,8 |
||
8 | Лиза Гороскоп | 19,8 |
||
9 | Домашний очаг | 19,6 |
||
10 | Удачная покупка | 16,8 |
||
11 | Oops! | 15,9 |
||
12 | Самая | 15,6 |
||
13 | Elle | 15,3 |
Источник: Gallup Media Свердловской области.