Меню

Иногородние медиа-компании штурмуют Новосибирск

эксперты Андрей Бондарюк директор по региональному развитию издательской группы «Парамон» Андрей Гладченко генеральный директор радио «Европа Плюс Новосибирск» Анатолий Горнштейн генеральный директ

Новосибирский медиарынок в 2006 г. пережил бум появления новых телегидов и глянцевых журналов. Радиостанций прибавилось незначительно, зато на ранее существовавших вырос объем рекламы. И, наконец, разрешился многолетний спор за вещание на 4-м и 12-м метровых каналах.

эксперты
Андрей Бондарюк
директор по региональному развитию издательской группы «Парамон»
Андрей Гладченко
генеральный директор радио «Европа Плюс Новосибирск»
Анатолий Горнштейн
генеральный директор «Видео ИнтернешнлС»
Ирина Зенкова
руководитель пресс-службы «Газпром-Медиа»
Юрий Коробченко
директор «Алькасар Новосибирск»
Евгений Кузьменко
совладелец группы «Юнитон-Медиа»
Вероника Мелешкина
генеральный директор компании «Медиа-лидер»
Евгений Рудин
коммерческий директор «Авторадио-Новосибирск»
Олег Соболев
специалист отдела регионального развития телекомпании «Звезда»
Марат Шахсуварян
руководитель группы региональных продаж ИД «Афиша»
Лилия Эсауленко
редактор шопинг-гида «Я покупаю. Новосибирск»

Сколько новых журналов появилось в Новосибирске?
Чем завершились судебные споры за 4-й и 12-й метровые каналы?
Почему рекламы на радиостанциях стало больше?

По данным Управления Росохранкультуры по Сибирскому федеральному округу, на 1 октября 2006 г. в Новосибирской области зарегистрировано 1241 средство массовой информации (19% от общего числа СМИ СФО), из которых 1021   печатные издания, среди которых 591 газета и 338 журналов.

В условиях растущего спроса на периодические издания экспансию в регионы развернули с начала 2006 г. сразу несколько крупных иногородних издателей.

Глянцевых журналовстало больше

В апреле 2006 г. в Новосибирске появился журнал «Большой Город» (московский издательский дом «Афиша», принадлежит «Проф-Медиа»). «Издание ориентировано на людей с активной жизненной позицией. Материалы в нем раскрывают актуальные общечеловеческие темы и помогают читателю найти правильное решение в обычных житейских проблемах», характеризует направленность журнала руководитель группы региональных продаж издательского дома «Афиша» Марат Шахсуварян. «Большой Город» одновременно вышел в Новосибирске, Екатеринбурге и Нижнем Новгороде. По словам Шахсуваряна, тираж журнала в Новосибирске составляет 20 тыс. экземпляров, распространяемых бесплатно. А с 10 ноября в Новосибирске появился еще проект «Афишы» одноименный журнал о развлечениях. Кроме Новосибирска, «Афиша» вышла еще в 26   городах. В четырех из них (Новосибирск, Нижний Новгород, Екатеринбург и Ростов-на-Дону) есть небольшая доля местного контента, включающая расписание культурных событий города.

В марте 2006 г. на новосибирский рынок вышли сетевой шопинг-гид «Я покупаю» ИД «Абак-Пресс» (г. Екатеринбург) и информационно-развлекательный справочник «Выбирай соблазны большого города» (издательская группа «Парамон», г. Челябинск). Оба издания распространяются бесплатно в бутиках, фитнес-клубах, салонах красоты и развлекательных центрах.

По словам директора по региональному развитию издательской группы «Парамон» Андрея Бондарюка, тираж новосибирского «Выбирай» составляет 20 тыс. экземпляров и увеличивать его в будущем году не планируется. «Я покупаю. Новосибирск», говорит его редактор Лилия Эсауленко, сейчас издается тиражом 12 тыс. экземпляров, в 2007 г. тираж увеличится до 15 тыс. Также в будущем году «Я покупаю» пополнится приложениями, ориентированными на различные сегменты рынка товаров и услуг. «Читатели становятся все более избирательными. Спрос тяготеет к специализации, человеку важно получить максимально емкую информацию по четко определенной теме»,   добавляет Эсауленко.

Игроки расходятся в оценках объема рынка рекламы в глянцевых журналах. Генеральный директор компании «Медиа-лидер» (входит в новосибирский ИД «Русская Азия», издающий журналы «Дорогое удовольствие», «Удачная покупка», «Статус») Вероника Мелешкина считает, что на продвижение в «глянце» новосибирские рекламодатели тратят около $500 тыс. в год. Оценка Андрея Бондарюка из «Парамона» существенно выше около $3 млн в год. Он считает, что через год оборот рынка рекламы в глянцевых журналах Новосибирска увеличится на 50%, объясняя это приходом новых сетевых издателей «Парамона», «Абак Пресса» и «Афишы». «Доля местных игроков будет сокращаться, уверен Бондарюк. Они не смогут выдержать конкуренции».

«Русская Азия» не намерена сдавать позиции на местном рынке, а также готовится атаковать и родину конкурентов   Уральский регион, где в 2007 г. появится «Дорогое удовольствие» (сейчас издается в Новосибирске, Владивостоке, Хабаровске, Омске, Красноярске, Кемерове, Новокузнецке), обещает Мелешкина. В ноябре 2006 г. «Русская Азия» пополнила свой портфель изданий еще одним глянцевым журналом «Статус», ориентированным на мужчин (тираж 7 тыс.). «Если «Статус» будет успешным в Новосибирске, мы намерены издавать его и в других регионах»,  говорит Мелешкина.

Телегиды начинают конкурировать за читателя

Активно завоевывают местный рынок телегиды. Так, к уже присутствующим в городе изданиям «ТВ-неделя», «ТелесеТь» (издаются новосибирским ИД «Сибинформ»), «7 дней ТВ-программа» («Газпром-Медиа») и «Телесемь» («Интермедиагрупп»), в феврале 2006 г. добавился еще один московский гид «Теленеделя» («Популярная пресса»), выходящий тиражом 50 тыс. экземпляров. А в ноябре в Новосибирске появился гид «Панорама ТВ». Одноименная компания сейчас переходит под контроль «Газпром-Медиа». По словам руководителя пресс-службы «Газпром-Медиа» Ирины Зенковой, сделка будет завершена до конца года. «Концепции информационного еженедельника «7 Дней» и массового журнала «Панорама ТВ» различны», объясняет оправданность присутствия в Новосибирске сразу двух телегидов «Газпром-Медиа» Зенкова. В «7 Днях» сделан анкцент на информацию о звездах кино, шоу-бизнеса и спорта, а в «Панораме» максимально полные анонсы на кинофильмы. И в рознице «Панорама» втрое дешевле, чем «7 Дней».

Спор за 4-й и 12-й метровые каналы завершился

Заметные изменения произошли и на телевизионном рынке Новосибирска. Весной 2006 г. в судебном споре за 4-й и 12-й метровые каналы была поставлена точка. До 2004 г. в Новосибирске существовали два крупных местных телеканала НТН-4 и НТН-12. Ими владели Яков Лондон и компания «Лабораториум», подконтрольная Евгению Кузьменко и Борису Комарову. Между партнерами возник конфликт, в ходе которого «Лабораториум» лишился 50% долей «Телекомпании НТН», вещавшей на этих двух каналах. С 2004 г. Кузьменко и Комаров пытались в судебном порядке вернуть свою долю в компании.

Несмотря на судебные споры, Федеральная конкурсная комиссия в 2005 г. провела конкурс на право вещания на 4-м и 12 -м каналах. Четвертая «кнопка» досталась телекомпании Минобороны «Звезда», а 12-й канал отошел НТВ. Итоги конкурса «Лабораториум» также оспаривал в арбитраже, аргументируя свои требования наличием обеспечительных мер, запрещающих какие-либо действия в отношении каналов. Временно на этих каналах начали вещать СТС и ТВ3. «Лабораториуму» это также не нравилось. «Присутствие федеральных телеканалов на этих частотах незаконно, а размещение местной рекламы в передачах СТС и ТВ3 незаконное предпринимательство», говорил «ДК» в январе 2006 г. совладелец группы «Юнитон-Медиа» и «Лабораториума» Евгений Кузьменко.

Весной стороны наконец договорились. «В мае этого года между «Лабораториумом», ответчиками (СТС, ТВ3) и соответчиками (телекомпаниями НТВ и «Звездой») было подписано мировое соглашение, согласно которому «Лабораториум» отказался от всех своих исковых требований. В свою очередь, телеканалы договорились о том, что НТВ будет вещать на 12-м метровом канале, СТС на 10-м канале, ТВ3 на 4-м канале, а «Звезда» будет транслировать на 38-м дециметровом канале, рассказывает Кузьменко. Для всех сторон процесса это была сложная судебная ситуация. Мы поняли, что будет трудно выиграть дело, и отказались от дальнейшей борьбы».

«Звезда», которой вместо 4-го метрового канала достался дециметр, утверждает, что претензий на «метр» не имеет: «Мы довольны 38 каналом и не намерены его менять», сказал «ДК» специалист отдела регионального развития телекомпании «Звезда» Олег Соболев. От дальнейших комментариев он отказался.

НТВ сменил «Видео ИнтернешнлС» на «Алькасар»

Также весной в Новосибирске появился и первый нишевый канал ориентированный на домохозяек «Домашний» (создан управляющей компанией «СТС-медиа»), вещающий на 23-м канале. До марта 2006 г. сетевым партнером 23-го канала был «Дарьял-ТВ», теперь в Новосибирске не представленный.

Телеканал «Культура» в июле перешел с 3-го метрового на 28-й дециметровый канал, уступив «метр» новому круглосуточному новостному каналу «Вести-24» ВГТРК. Каждый час «Вести-24» транслирует два выпуска новостей из регионов. Их поставляют 13 филиалов ВГТРК, в том числе и «ГТРК-Новосибирск»

НТВ отличилось тем, что не только сменило канал, но и медиаселлера. До весны трансляция программ НТВ велась на 10-м метровом канале по договору с местной телестанцией «Мир», а сбором и размещением рекламы занималось агентство «Видео ИнтернешнлС». С началом собственного вещания НТВ изменило и рекламную стратегию, создав собственное РА «Алькасар». Филиал «Алькасар Новосибирск» был зарегистрирован в июне этого года. Возглавил филиал Юрий Коробченко, ранее занимавший должности руководителя департамента информационной политики администрации Новосибирской области и директора управления маркетинговых коммуникаций компании «Росгосстрах-Сибирь». «Телекомпания отказалась от услуг посредника, решив получать деньги за продажу рекламных возможностей сама. В конечном итоге рекламодатель оценивает не медиаселлера, а потенциал целевой аудитории канала, объясняет Юрий Коробченко. Сеть расширяет свое присутствие, филиалы «Алькасара» работают в Омске, Кемерове, Томске и Иркутске, они полномочны принимать региональную и федеральную рекламу». А в середине декабря «Алькасар» подписал договор о размещении рекламы с телекомпанией ТНТ. Коробченко говорит, что «Алькасар Новосибирск» уже успел заключить соглашение с тремя компаниями о размещении рекламы на канале ТНТ.

«Меня огорчает потеря партнеров, но отчасти я разделяю политику телекомпании», говорит генеральный директор «Видео ИнтернешнлС» Анатолий Горнштейн. Он не смог оценить, какую долю доходов потеряла его компания, отметив тенденцию общего снижения объемов продаж из-за нового федерального закона «О рекламе», вступившего в силу 1 июля 2006 г. Согласно новой редакции, время телевизионной рекламы не должно превышать 12 минут в час, а с 1 января 2007г.  этот показатель составит 9 минут в час. Ранее ограничение по рекламе составляло 20% от объема вещания в сутки. По словам Горнштейна, цены на телерекламу в сентябре повысились на 15-20%, в декабре произойдет повышение, цены повысятся еще на 30%, но Горнштейн объясняет это традиционным сезонным повышением. Рынок телерекламы в Новосибирске в 2006 г. составил около $19,5 млн, что на 21% больше, чем в 2005 г., оценивает Горнштейн.

Доходы радиостанций растут

«Новый закон «О рекламе» сыграл в пользу радиостанций. Объем рекламы увеличился на 15-20% после принятия закона. Дорожающее размещение на телеканалах многим компаниям становится не по карману», говорит коммерческий директор «Авторадио-Новосибирск» Евгений Рудин. Он отмечает приток иногородних рекламодателей, большая часть которых приходится на компании с центральным офисом в Москве. Не соглашается с Рудиным Андрей Гладченко, генеральный директор радио «Европа Плюс Новосибирск»: «Рост рекламного рынка замедлился. Если в 2005 г. рост составлял около 15%, то в этом году всего 5-10%, увеличившись с прежних 160-180 млн руб. до 190-200 млн руб. Не стоит ожидать, что из-за дорогой рекламы на телевидении рекламодатели переориентируются на радио. Некоторые наши клиенты уже отказываются от размещения рекламы на радиостанциях, объясняя это тем, что не хватает денег на телевизионную рекламу, а она по-прежнему считается среди компаний наиболее действенной».

Радиорынок в Новосибирске уже сформирован, говорят его участники. Еще в 2005 г. конкуренция подстегнула новосибирские радиостанции «Европа Плюс», «Мелоди» и «Радио Сибири» объединиться в холдинг «Радиус», а «Юнитон», Maximum, «Русское радио» и «DFM-Новосибирск» вошли в холдинг «Юнитон-Медиа». «Высокая конкуренция за рекламодателя подстегивает нас к объединению нашей коммерческой службы со службами иногородних радиостанций»,   говорит Рудин. Сейчас, по его словам, «Авторадио-Новосибирск» ведет переговоры с радиостанциями «Авторадио» в других городах Сибири: «Это позволит иногородним рекламодателям размещать рекламу на новосибирских радиостанциях».

Количественный состав новосибирских радиостанций мало изменился. В июне этого года в тестовом режиме начала работать молодежная танцевальная радиостанции «Энергия», перейдя на коммерческое вещание в ноябре. А «Радиус», заявивший еще в начале 2006 г. о готовящемся запуске новой радиостанции, «Ретро FM», не смог реализовать планы. Андрей Гладченко объясняет это трудностями в получении разрешительных документов от Министерства связи. Он рассчитывает, что «Ретро FM» начнет вещание в январе.

статистика
Любимые журналы новосибирцев в мае-октябре 2006 г.
(аудитория, тыс. человек)

1 Cosmopolitan   59,5
 
2 За рулем   32,3
 
3 Glamour   30,3
 
4 Вокруг света   26,6
 
5 Burda   25,6
 
6 Совершенно секретно   24,9
 
7 Здоровье   19,8
 
8 Лиза Гороскоп   19,8
 
9 Домашний очаг   19,6
 
10 Удачная покупка   16,8
 
11 Oops!   15,9
 
12 Самая   15,6
 
13 Elle   15,3
 

Источник: Gallup Media Свердловской области.