Меню

Инвестиции в частную медицину: от мала до велика

Рынок настолько дифференцирован, что открыть частную клинику можно как за полмиллиона руб., так и за 10 млн евро. Уровень тоже будет разным: от специализированного кабинета до многопрофильного центра.

Cвои преимущества и недостатки есть у всех типов клиник. Многопрофильные центры стабильнее и проще пережили кризис, сохранив рентабельность за счет сокращения одних направлений и роста других. С другой стороны, период становления «гигантов» с нуля остался далеко в прошлом и сейчас для выхода в этот сегмент требуются колоссальные инвестиции. Открыть небольшой медицинский центр со специализацией в отдельной области проще и дешевле, но и конкуренция в этой сфере значительно выше. Кроме того, устойчивость такого бизнеса меньше на порядок. В самом конкурентном стоматологическом бизнесе за время кризиса из чуть более 300 клиник закрылось почти 50.

Клиника малыми силами

Разнообразие рынка частной медицины открывает целый ряд возможностей для инвесторов. Проще всего рассматривать бизнес‑модель специализированного медцентра на примере самой развитой в городе отрасли — стоматологии.

По оценке директора клиники «Алфей-2» Ольги Чуркиной, стоматологический кабинет на одно кресло можно открыть за 500-600 тыс. руб., без учета покупки или аренды помещения. Хотя в городе более распространены клиники минимум на 3 кресла, на их оснащение придется потратить 1,5-2 млн руб. «Оптимально создавать клинику на 3 кресла и 2 кабинета, — считает главный врач клиники «Studio 32» Андрей Кучма. — Ортопедический прием можно сочетать с терапевтическим, а хирургический кабинет должен располагаться отдельно».

В центре города лучше открывать клинику в более высокой ценовой категории, с дорогим оборудованием и делать упор на новые технологии и материалы. На окраине спроса на подобный «шик» не будет. «В спальных районах клиника должна быть без роскоши, — поясняет Андрей Кучма. — Кожаная мебель и полуторатонный аквариум будут смотреться в ней не на своем месте. Вместо этого нужно выбрать удачное помещение, расположенное вдоль транспортных линий. Жилмассивы порой довольно сильно растянуты».

Помещение необходимо перестраивать

Бизнесмены уверены, что работать выгоднее в собственном помещении, чем на арендованных площадях. «Помещение в аренде никогда не дает покоя владельцу стоматологической клиники», — предупреждает Андрей Кучма.

Для того чтобы получить лицензию, необходимо привести помещение в соответствие с требованиями государственных инспекций. Как рассказывает Андрей Кучма, в старых домах переделывать приходится почти все, оставляя только каркас.

По его словам, основные сложности могут возникнуть при получении разрешения на использование рентген-установки. Для этого нужно собрать согласие жильцов, поставить установку минимальной мощности, оборудовать помещение железной дверью и освинцованной изоляцией. «Для того чтобы привести помещение в соответствие с требованиями, из расчета клиники на три кресла в новом доме, нужно 1,5 млн руб.», — оценил бизнесмен.
Только после того, как подготовлено помещение и установлено оборудование, запускается процесс лицензирования. Он может занять от двух месяцев до полугода, и в это время клиника не имеет права работать — только платит аренду.

Кто и на чем работает

Рабочий день врача ограничен шестью часами, поэтому для нормальной работы на каждое кресло нужно две смены медиков, а для круглосуточной работы — четыре. Впрочем, на ночь можно оставлять одного дежурного врача на клинику. Одного из докто-ров в каждой смене можно обучить на рентгенолога. Для комфортной работы нужно нанять хотя бы одного ассистента или медсестру на двух врачей. На эту роль подходят студенты медицинских специальностей после третьего курса. Кроме того, клинике потребуется уборщица, а бухгалтерию можно отдать на аутсорсинг.

Оборудование для клиники лучше всего подбирать исходя из возможностей бюджета. «Стоматологическую установку китайского производства можно купить и за 80-100 тыс. руб., качественная обойдется в 700-800 тыс. руб., техника высокого класса стоит около 1,2 млн руб. за одну установку, — поясняет Ольга Чуркина. — От цены зависит комфортность для пациента. Например, мало кто захочет лечиться на оборудовании с высоким уровнем вибрации».
«Самая, на мой взгляд, надежная установка без лишних «наворотов», которая будет работать и быстро окупится, — это словацкая Chirana, — делится опытом Андрей Кучма. — Она достаточно надежна, стоит около 250 тыс. руб., и ее вполне достаточно для клиники в спальном районе. Для дорогих салонов в центре можно взять более продвинутое оборудование с дополнительными возможностями. Китайское оборудование подходит только для определенных видов работ, не связанных с высокой точностью».

По подсчетам Ольги Чуркиной, при наличии хорошей команды профессионалов во главе с врачом‑стоматологом кабинет можно окупить за год, а при плохом развитии событий — за два года.

Сколько направлений нужно

По оценке аналитика ФИНАМ Анны Мишутиной, в зависимости от масштаба и специфики медцентра объем инвестиций в многопрофильную клинику может варьироваться от $1 млн до $10 млн.

Директор частной поликлиники «Смитра» Петр Смиренко оценил минимальный объем инвестиций в частную многопрофильную клинику без учета покупки или аренды помещения в 15 млн руб., с дополнительными большими затратами в первые три года. Главный врач клиники «Дюна» Дмитрий Егоров уверен, что для организации современной многопрофильной медицинской службы необходимо от 15 до 40 млн руб. только на оборудование. Гендиректор сети медицинских центров «Здравица» Наталья Сухарева отметила, что клиника не может позиционироваться как многопрофильная с площадью менее 400 кв. м.

По оценке гендиректора клиники «Авиценна» Бориса Айзиковича, без учета стоимости недвижимости только на оборудование и первоначальное содержание персонала уйдет не менее 10 млн евро, а площадь клиники должна быть не менее 5 тыс. кв. м. Для того чтобы быть конкурентоспособным на новосибирском рынке, многопрофильный центр должен сразу предоставлять пациентам выбор как минимум из двух десятков направлений. «Если клиника имеет терапевтический профиль, то необходим полный набор всех специальностей: терапевт, гастроэнтеролог, пульмонолог, кардиолог, эндокринолог, иммунолог, а также набор функциональных исследований: ЭКГ, УЗИ, ФГС, рентген и т.д., — объяснил Дмитрий Егоров. — Если клиника хирургическая, то это целый комплекс хирургических служб, помещений, оборудования и специалистов. В стоматологическом направлении необходим терапевт, хирург, пародонтолог, ортопед, ортодонт. А в идеале еще имплантолог и своя зуботехническая лаборатория».

При выборе поставщика важен сервис

При расчете бизнес-плана многопрофильной клиники можно рассматривать дешевое оборудование китайского производства, редко встречающуюся российскую технику среднего класса или дорогое оборудование мировых брендов, таких как Siemens, Toshiba, General Electrics и т.д. «Есть УЗИ-аппарат за $10 тыс., есть за $50 тыс., а есть техника экспертного класса, которая стоит дороже $100 тыс.», — пояснил Петр Смиренко. «Средняя стоимость урологической и кардиологической операционной — примерно по 30 млн руб. за каждую, — говорит Борис Айзикович. — Но можно оснастить их и в три раза дороже, и в два раза дешевле». «Хороший аппарат УЗИ стоит от 3 до 10 млн руб., аппарат ФГС — 500-900 тыс. руб., — перечисляет Дмитрий Егоров. — Компьютерный томограф стоит от 20 млн руб., один стоматологический кабинет обходится в 2 млн руб.».

Но главная проблема дешевой китайской техники не в повсеместно плохом качестве. «Китайское оборудование не всегда плохое, — отмечает Борис Айзикович. — Главный его минус — полное отсутствие или очень слабое развитие сервиса. Даже для европейских и американских марок все комплектующие приходится заказывать в Москве, но это все равно проще, потому что из всего разнообразия китайского рынка медицинской техники лишь единицы имеют представительства в России».

Моральное устаревание оборудования проходит значительно быстрее, чем медицинские аппараты выходят из строя. «В области диагностики даже пятилетнее оборудование уже проигрывает новому, — поясняет Петр Смиренко. — Поэтому обновлять его нужно не реже, чем раз в пять лет. Вместе с тем рассчитать амортизацию меньше чем на три года довольно проблематично, поэтому ориентироваться нужно именно в этом коридоре: 3-5 лет».

Многопрофильные клиники окупаются долго

По словам Бориса Айзиковича, сроки окупаемости зависят от условий выхода на рынок: местоположения, отношений с властями, менеджмента. Средняя рентабельность бизнеса должна быть не меньше 25%, а сроки окупаемости он оценил в 5-6 лет.

«Больших и коротких денег тут нет, — предупреждает Наталья Сухарева. — Это длинные инвестиции. Они приносят стабильный доход, но требуют качественного менеджмента». «Вложения не заканчиваются открытием центра, — говорит Дмитрий Егоров. — Первый год клиника работает в убыток, массивная рекламная кампания необходима в первые два года. Средняя окупаемость проекта составит 3-5 лет».

Андрей Чепурко