Меню

Инвестиции в искусство — хобби или источник дохода состоятельных новосибирцев

Спрос на ценные предметы искусства остается стабильным всегда. Об особенностях новосибирского рынка рассказал президент «Общества любителей классического изобразительного искусства» Григорий Гапонов.

Как рассказал Григорий Гапонов DK.RU, аукционы для коллекционеров в Новосибирске никто не проводит. В городе есть несколько частных галерей, у которых есть свои клиенты. Представители таких компаний подыскивают работы, предлагают их, составляют коллекции. «Деньги любят тишину», говорит эксперт. Особенно в данной сфере.

«Но назревает такой момент, когда люди хотят поделиться своей коллекцией. Таковые представлены в открытой нами галерее «Фактор». Это первая официальная площадка в городе, где люди будут выставлять свои коллекции. Сейчас Новосибирск выходит на следующий этап. Есть определенный костяк людей, которые уже собрали коллекции и хотят их показать», — рассказал Григорий Гапонов.

Причин, по которым становятся коллекционерами, несколько. Во-первых, это инвестиции. В области вложений, сейчас большинство представителей крупного бизнеса ориентируются на Азию, Китай. Те же тенденции и на рынке ценных предметов искусства.

«В Китае сейчас востребовано советское искусство. И это одно из перспективных направлений. На нем можно заработать. Преимущество также в том, что его можно купить у наследников, в галереях и вход не такой высокий, как в сфере «русских классиков». Популярность его растет, это показывают аукционное продажи и потенциал роста у него большой — со временем сравняется с русскими классиками Шишкиным, Айвазовским», — заметил собеседник DK.RU.

Среди новосибирцев есть обладатели картин Григория Чорос-Гуркина, последнего ученика Шишкина; советского живописца Василия Мешкова, одна из работ которого оценивается в полмиллиона долларов, российского, белорусского и французского художника Марка Шагала; российского и американского художника и скульптора Михаила Шемякина и многих других. Однако на общее обозрение они не выставляются — представлены в частных коллекциях.

Помимо инвестиций коллекция предметов искусства расскажет об интересах, вкусах ее владельца.

«В Европе есть такое понятие, как «купить бессмертность». Приведу пример. Человек прожил жизнь, деньги его не интересуют, миллиард, три есть, наследники все устроены. И он понимает, что жизнь бренна, а искусство вечно. Он на определенных условиях передает свою коллекцию в Metropolitan Museum. Там есть залы, где целиком представлена коллекция одного человека. Коллекционер ставит условие, чтобы коллекция не разбивалась. У него есть зал Ван Гога, зал Сезанна. Музеи соглашаются. Некоторые мировые музеи формируются из частных коллекций. У нас в стране такое только формируется», — продолжил Григорий Гапонов.

Обладать коллекцией предметов искусства — это еще и пропуск к «социальному лифту».   

«Вот есть у тебя работы этого художника. Ты и можешь поговорить о нем, с кем, у кого он есть. Пусть это такой же бизнесмен, либо видный политик», — заметил собеседник.

Тренд на инвестиции в искусство сейчас только набирает обороты в Сибири и в России, в целом, считает эксперт. Раньше законодательство было не на стороне этого рынка. Однако за три года российские артфонды показали хороший рост.

«Фонды создаются для вложения в искусство. Когда их только разрешили, инвестиции составляли полмиллиарда долларов, сейчас – 1,5», — заметил собеседник.

Как показывает практика, большинство состоятельных новосибирских коллекционеров стараются себя не выдавать. Хотя бывают и исключения.

«Мы с Игорем Кузнецовым открыли галерею и не скрываем, что сами коллекционеры, у него есть коллекции, у меня. Знаю, что Анна Терешкова покупала произведения Николая Грицюка. Но у нее больше представлено направление «актуальное искусство». Если из российских звезд, Дмитрий Маликов собирает художников группы «Бубнового валета». Дружу с Евгением Стычкиным, у него папа был известный коллекционер. Он открыл Виктора Уфимцева, омский художник, Это авангард 20-х годов. У знакомого был, звонил Иосиф Пригожин, приценивался к Левитану. Все, когда доходят до определенного социального, экономического уровня, начинают интересоваться искусством», — говорит Гапонов.

Что касается Новосибирска, эксперты считают, что у города есть большие перспективы по части развития рынка инвестиций в искусство — состоятельных, образованных людей больше, чем во многих сибирских городах.