Партнер компании ИНТЕЛАЙТ Ирина Бабинцева рассказала, как недобросовестные конкуренты могут перетянуть товарный знак, если товары и услуги зарегистрированы неправильно.
На популярном ресурсе опубликована статья о производстве картонных когтеточек «Когтедралка». Название для «кошачьего товара» достаточно оригинальное, чтобы быть зарегистрированным товарным знаком.
Зарегистрирован ли на самом деле товарный знак «Когтедралка» для товара «когтеточки» (как указано по тексту статьи)? Товарный знак «Когтедралка» действительно был зарегистрирован в 2008 году, но для товара «изделия картонные», под которым подразумевается конторские принадлежности (16 класс Международной классификации товаров и услуг (МКТУ)).
Логика предпринимателя понятна и проста: если когтеточки изготовлены из картона, то они, по сути, и являются картонными изделиями. Это было бы логично, если не знать того, что товар «когтеточки» относится к совершенно другому классу Международной классификации товаров и услуг (20 класс).
Получается, что товарный знак не защищен для того товара, который производится под брендом «Когтедралка». А теперь поподробнее о тонкостях регистрации товарного знака.
Что такое классы МКТУ?
МКТУ — Международная классификация товаров и услуг, впервые появилась в рамках Ниццкого соглашения в 1963г.
Данная классификация делит все ныне существующие товары и услуги на 45 классов (45 групп) по принципу однотипности (однородности), родственности товаров и услуг. 1-34 классы МКТУ — товары, 35-45 классы МКТУ — услуги.
МКТУ не является исчерпывающей классификацией. При необходимости можно дополнить ее недостающими товарами и услугами. При подаче заявки на товарный знак необходимо правильно выбрать классы для регистрации. От правильности выбора товаров и услуг зависит возможность дальнейшей судебной защиты.
Если бы кто-то начал использовать название «Когтедралка» для когтеточек, то суд мог бы отказать в защите права на товарный знак «Когтедралка», зарегистрированный для картонных изделий.
Определять классы МКТУ для регистрации товарного знака необходимо до подачи заявки. Если возникают сложности в отнесении товаров/услуг в тот или иной класс, то лучше проконсультироваться с юристом в сфере интеллектуальной собственности. Часто юристы готовы помочь определить классы МКТУ бесплатно.
После подачи заявки на регистрацию обозначения в качестве товарного знака расширить перечень товаров и услуг (классов МКТУ) нельзя. Для этого необходимо будет подавать новую заявку, что повлечет дополнительные расходы.
Важный момент! Один и тот же товарный знак может быть зарегистрирован для разных товаров и/или услуг. Например, товарный знак «Птичка» одновременно зарегистрирован разными правообладателями для 29, 30, 42 и многих других классов МКТУ.
Вернемся к предпринимателю и его товарному знаку «Когтедралка».
В 2017 году предприниматель подал новую заявку на свой товарный знак для 20 класса МКТУ, а именно для деревянных изделий для точки когтей для кошек, когтеточек для кошек, ковриков напольных для сна, матов для сна.
Теоретически в период с 2007 по 2017 гг. любой недобросовестный конкурент, желающий воспользоваться узнаваемостью и репутаций товарного знака, мог бы с легкостью его скопировать и зарегистрировать его на себя в отношении когтеточек.
Рекомендации при выборе классов товаров и услуг:
1. Определяем функции и назначение (для товара), направление деятельности (для услуги);
2. Находим подходящий класс товаров или услуг (исходя из п.1) в Международной классификации товаров и услуг;
3. Анализируем, для каких товаров и услуг зарегистрированы товарные знаки конкурентов;
4. Обращаемся к специалистам, если возникли трудности.
Правильный и разумный выбор классов товаров и услуг является первым шагом к созданию надежной защиты своего товарного знака от злоумышленников и недобросовестных конкурентов.