Компания «Олмисофт» по заказу мэрии Новосибирска автоматизировала муниципальный заказ. Не все предложенные возможности электронной системы оказались востребованными муниципальными учреждениями.
Ежегодно бюджетные предприятия Новосибирска тратят сотни миллионов рублей на закупку всего необходимого для работы: медикаменты и медицинское оборудование для больниц, компьютеры и мебель для школ — по ассортименту и стоимости список покупок впечатляет. Проведение закупок регламентируется федеральным законом, он требует обязательной публикации о закупках в открытых источниках и объявление конкурсов, но все равно существует немало путей приобрести товары и услуги у аффилированных компаний.
В 2007 г. департамент автоматизации и информатизации мэрии Новосибирска решил создать муниципальный портал для размещения публикаций о закупках. Был объявлен конкурс на разработку страницы муниципального заказа. Победителем стал веб‑разработчик «Олмисофт». «Еще на этапе предварительного обсуждения проекта мэрия выразила желание сделать не просто информационный портал, а систему, позволяющую проводить закупки более эффективно. Часто бюджетополучатели заказывают однотипные товары — компьютеры, принтеры и т.д. Если объединить сходные товары от разных покупателей, то можно получить неплохую скидку у поставщиков. По сути, эта схема повторяет распространенную практику совместных покупок», — говорит директор компании «Олмисофт» Максим Макаренко.
«Олмисофт» разработала систему, которая имеет два интерфейса: публичный и закрытый. В публичной части размещены объявления о закупках со всей необходимой информацией (о названии и форме закупки, об объявлении закупки, окончании приема заявок, о рассмотрении, подведении итогов и т.п.). Закрытая часть системы предназначена как раз для организации объединенных закупок. Она позволяет бюджетополучателям размещать заявки на приобретение товаров, сотрудникам комиссий — формировать закупки и лоты, показывает статус проведения закупок и победителя, рекомендует первоначальные цены закупок, а также формирует весь необходимый пакет документов между покупателем и поставщиком.
«В качестве пилотного проекта объединенные закупки проводились среди учреждений образования. Только в этой сфере за первые полгода работы городской бюджет сэкономил несколько миллионов рублей», — отмечает Максим Макаренко. Правда, работа системы натолкнулась на противостояние школ. Основной аргумент был в том, что поставки замедлились, — на то, чтобы накопить достаточно однотипных заявок и разместить крупный лот, требовалось время. «Школы жаловались, что компьютер сгорел сегодня, а закупка только раз в месяц», — вспоминает Максим Макаренко.
К тому же муниципальным структурам не нравилось, что необходимость каждой покупки пришлось обосновывать, а запросы стандартизировать — покупать рекомендованное мэрией оборудование, что многих не устраивало. «Оказалось, что бюджетные учреждения готовы переплачивать за скорость поставки и возможность самостоятельного выбора производителя и спецификации оборудования», — рассказывает Максим Макаренко. В итоге практика коллективных закупок в 2009 г. сошла на нет, а на портале сейчас размещается только общая информация о конкурсах и запросы котировок.
По словам директора компании 1GT Айрата Ямаева, классические проекты типа интернет-магазина, корпоративного сайта или промо сайта достаточно эффективны и быстро окупаются при правильном их проектировании и грамотно построенной маркетинговой стратегии. «Не стоит питать иллюзии, что все, что размещено в интернете, можно продать. Часто из-за недостатка опыта, сопротивления переменам сотрудников, а также слишком сложного функционала интернет-проекты стоимостью сотни тысяч рублей бывают неэффективными», — объясняет он.
«Хотя система муниципального заказа и не получила дальнейшего развития, я доволен полученным опытом», — говорит Максим Макаренко. Автоматизация муниципального заказа была первым, но не последним проектом «Олмисофта» с городскими и областными чиновниками — в портфолио компании, в частности, официальный сайт Управления культуры мэрии Новосибирска, создание единой городской базы данных детей‑сирот, официальный сайт Контрольно‑счетной палаты Новосибирска, портал «Малое и среднее предпринимательство Новосибирска».
Сейчас «Олмисофт» в государственных тендерах не участвует — заказы на небольшие софтверные проекты обычно получают те, кто предложил самую низкую стоимость. «Объем предпроектного анализа в информационных проектах большой. Всегда есть опасность, что мы потратим много времени на подготовку конкурентного предложения, а проект получит команда, предложившая минимальную цену. Причем, скорее всего, сделать проект в срок и качественно такая команда не сможет, дискредитировав в глазах заказчика весь проект, а то и всю ИТ-отрасль», — размышляет Максим Макаренко. Зато теперь есть спрос на разработку сайтов коллективных закупок уже от бизнесменов. Айрат Ямаев считает, что с чиновниками работать проще, чем с бизнесменами: «Часто им не важны дополнительные «фишки» на сайте, а важен основной функционал».
Юлия Пастухова