Научившись продвигать игры в сетях мобильных операторов, постепенно компания Next Media расширила работу до дистрибуции всего цифрового контента – игр, музыки, видео.
Начав карьеру в качестве руководителя интернет‑департамента новосибирского издателя игр Alawar, веб-разработчик Дмитрий Сергеев с партнером Дмитрием Комлевым уже через год создали собственную компанию Shamrock Games, которая почти сразу же выпустила хитовую SMS‑игру «Пиранья». Эта игра стала не только самой масштабной messaging‑игрой в России и СНГ, но и в мире. Спустя год после успеха линейки SMS‑игр компания первая в России перешла к дистрибуции скачиваемых мобильных игр. Для этого создателям Shamrock Games пришлось договориться с мобильными операторами о том, чтобы те сняли лимит в 50 килобайт для загружаемых файлов, и объехать десятки стран, чтобы заключить лицензионные соглашения с разработчиками игр.
В это же время Shamrock Games объединился с московской Promo Interactive Тимофея Бокарева и Next Media Interactive Вячеслава Каменева. В результате в Москве был образован холдинг Next Media. Спустя 10 лет объединенная компания вошла в тридцатку крупнейших игроков Рунета (Forbes), стала одной из 100 инновационных компаний Европы (Red Herring), но центр разработки по‑прежнему расположен в Новосибирском академгородке.
Москвичи стояли у истоков интернет‑рекламы и мобильного маркетинга — агентство Promo Interactive было одним из разработчиков формата Frontline (всплывающие баннеры), а также при создании баннерной сети AdRiver. Promo первым запустило на интернет‑рынок России — flash‑баннеры, без которых сегодняшний Рунет кажется невозможным. Слияние компаний произошло в 2004 г., за это время холдинг разработал более 50 игр и приложений.
Таким образом, разработчики смогли расширить каналы продвижения игр, а рекламщики — активно использовать мобильные технологии в решении своих задач. Результат синергии не заставил себя долго ждать: уже через год оборот холдинга составил $19 млн, а в 2008-ом — $39 млн. Правда, постепенно темпы роста замедлились — в 2013 г. компания заработала $41 млн.
Примерно половину дохода составляли поступления от организации телевизионных интерактивов российских каналов — SMS‑голосование за звезд или героев шоу. «Мы были сопродюсерами шоу и консультировали, как выстроить мобильную составляющую, чтобы была высокая отдача от голосования. Где‑то нас просили просто предоставить биллинговые механизмы и операторское покрытие. Однако постепенно доходы от интерактивов упали, а SMS‑голосование для телеканалов из инструмента генерации выручки превратилось в способ коммуникации со зрителем», — говорит Дмитрий Сергеев. В итоге партнеры продали часть акций Next Media и Promo Interactive компании Ogilvy («дочке» крупнейшего медиахолдинга WPP). Теперь Next Media зарабатывает на дистрибуции контента (игр, музыки, видео) и разработке технологических решений для мобильных операторов и производителей телефонов.
В прошлом году продажи смартфонов в России выросли на 51% и составили 18,5 млн штук (по данным исследования компании «Связной»), стремительно растет и интернет‑трафик со смартфонов. На этом фоне бизнес Next Media, предоставляющей технологическую платформу для монетизации трафика за счет рекламодателей, операторских решений, развлекательного контента и т. д. видится вполне устойчивым. «В нашей партнерской сети более 3 тыс. мобильных медиаплощадок, ежемесячно через нашу платформу проходит более 14 терабайт мобильного трафика. Активная мобильная аудитория — около 1 млн уникальных пользователей, которые совершают около 2,2 млрд транзакций», — перечисляет Дмитрий Сергеев. Он ожидает роста бизнеса с проникновением мобильных сетей формата LTE и перехода на следующую технологию.
Компания продолжает выпускать и собственные игры — по два‑три релиза ежегодно. Это направление невелико в структуре прибыли компании, но является традиционным для партнеров‑геймеров. Дмитрий Сергеев вкладывает в игровые проекты как венчурный инвестор, а Тимофей Бокарев возглавляет крупнейшего в России производителя настольных игр «Игрологию».
«Интенсивность выпуска игр существенно снизилась из‑за смены технологий, конкурентного поля и стоимости привлечения клиентов. Если раньше можно было сделать хорошую игру на Java за полгода, то сейчас ни у кого не получается выпустить быстрее, чем за 1,5 года. Продукт надо достойно представить на разных платформах: iOS (iPad, iPhone), Android (Tablet, Mobile device), WindowsPhone. Однако в этом году будет несколько новинок, которые мы презентуем совместно с Google и Samsung», —
говорит Дмитрий Сергеев.
Рынок растет и быстро меняется, однако партнеры планируют на 2014 г. консервативный рост на 10%.
«Цикл потребления контента связан с обновляемостью телефонов — пользователи любят устанавливать «вкусняшки» на новые телефоны. Однако в этом году в связи с волатильностью курсов продажи смартфонов снизились, люди начали экономить. Кроме того, происходит продуктовое замещение — люди «наедаются» одними проектами, выбирая другие», —
говорит Дмитрий Сергеев. При этом, компания ищет новые рынки — со своими технологическими решениями для мобильных операторов партнеры выходят на развивающиеся рынки Бразилии и Индии. Дмитрий Сергеев говорит, что бразильский рынок отстает от российского:
«Они сейчас находятся на уровне нашего 2003 г. Это время накануне бума, и мы постараемся в нем поучаствовать».
Юлия Светлова