Меню

Как топ-менеджер становится конкурентом владельца. Мнение

Что делает владелец, когда выбирает топ-менеджера? Бизнес-тренер и эксперт в области защиты и развития бизнеса рассказала о «граблях» собственников, нанимающих управленца в свой бизнес.

Генеральный Директор «НIGH QUALITY MANAGEMENT», официальный спикер «Альфа-Банка» в области защиты и развития бизнеса Оксана Солдаткина-Дажун

Что делает владелец, когда выбирает ТОП-менеджера? Доверяет. Себе, своей интуиции, рекомендациям «хороших людей» и т. д.  Да доверяет так, как самому себе. А почему? Да потому, что уверен — эти люди будут так же порядочны, как он. И так же самоотверженно будут трудиться на благо бизнеса…  

Только есть маленькая загвоздка. Кому принадлежит этот бизнес, только вам? Тогда почему вы решили, что наемные сотрудники будут так же самоотверженны и, главное, — станут трудиться на благо ВАШЕГО бизнеса так же, как вы?  

Даже если вы платите им очень большие деньги, — увы… Какими бы профессионалами ни были ваши топы, осуществлять контроль своего бизнеса должен владелец. Это право никому передавать нельзя!  И здесь нет ничего из области доверия.

Давайте рассмотрим пример формирования отношений. 

Вы нанимаете профессионального финансового директора. Долго ищете, выбираете. Чаще всего экспертную диагностику на профессиональные, управленческие и личностные компетенции не проводите. Профессионал себя продает.  Это естественно. И вы ему верите! Называете это интуицией, убедительной позицией или как-то еще. И это первый момент — проверяйте!

Второй момент: поскольку для вас тема его компетенций — темный лес, то и обозначить четкие правила работы и четкие критерии оценки и контроля, к сожалению, тоже не получается. Вы ограничиваетесь общими фразами и общими контекстами. А наемный топ уже сам дорисовал за вас картинку. Все идет на откуп новому человеку. То есть вы ему как бы говорите: «Сделай все сам, да так, чтоб меня не беспокоить по тем вопросам, в которых я некомпетентен». Ну он и делает. В силу своего (не проверенного вами) понимания.    

Первый год высокая зарплата мотивирует, да — топ старается. За год вы узнаете друг друга ближе. Вроде и человек хороший, и результаты есть. И тогда владелец окончательно наделяет топа своим безграничным доверием. Казалось бы, где ловушка? А ловушка совсем рядом. Потому что владелец никого, кроме своего такого профессионального топа, уже не слышит и не слушает. 

Скажите, а где в это время находится владельческий контроль? Кто по факту его осуществляет? Правильно — тот самый топ! Перекладывая владельческий контроль на плечи топ-менеджера, вы делаете его важным, очень важным. Я бы даже сказала — «великим».  

И здесь возникает третья ловушка: ответственность. И все бы хорошо, но — до поры до времени. Поскольку уголовную ответственность владельца никто не отменял.  Но об этом — отдельный разговор.

Проходит время, вы своего топа холите и лелеете. И наделенный вашими владельческими полномочиями топ в какой-то момент становится больше вас. И вот: ваши решения уже не так значимы, их надо согласовать с тем самым топом. И вот уже непонятно: кто здесь владелец?

А топ тем временем привыкает (очень быстро привыкает) к тому, что главный в бизнесе — он. И владелец как-то уже не соответствует неуемной жажде топа… При этом, все это время вашими стараниями компетенция топа поднималась в глазах всей команды. И вот вы уже один против всех. Но пока еще в своей компании. Так что же вы имеете в итоге?

Похоже, команда ваших же сотрудников под предводительством топа бодается с вами, доказывая, какой вы некомпетентный руководитель. Знакомое чувство?

Да, и потом топ забирает команду и отстраивает параллельный бизнес. Ведь он знает все тонкости. Выживет этот вновь рожденный бизнес или нет – это еще одна тема для другого разговора.

И тогда есть два варианта: либо вы меняете команду каждые три года, либо вы действительно выстраиваете долгосрочные отношения. И второй вариант не фантастика, а большой труд. А любой большой труд начинается с первых шагов. Именно поэтому HR-точка роста имеет огромную прикладную ценность для владельцев и руководителей бизнеса.

Защита владельца бизнеса — основная стратегия.