Журналисты выяснили, какие доходы и из каких источников получает Русская православная церковь, в какие проекты она инвестирует свои средства и почему отчисления приходов в епархии выросли почти втрое.
Расследование провело агентство РБК. Ниже - основные выводы о том, сколько и как зарабатывает РПЦ и на что тратит деньги.
1. Источники доходов
В начале 2000-х годов доходы Русской православной церкви (РПЦ) распределялись следующим образом: 55% составлял заработок ее коммерческих предприятий, 40% – спонсорские пожертвования, 5% – отчисления епархий. Сейчас это соотношение изменилось: спонсорских пожертвований стало меньше, а отчисления епархий составляют от трети до половины общего бюджета РПЦ. Об этом сообщил протоиерей Всеволод Чаплин, до конца 2015 года руководившего Отделом по взаимоотношениям церкви и общества. В 2014 году объем доходов РПЦ, которые не облагаются налогом (проведение церемоний, продажа религиозной литературы и пожертвования), составил 5,6 млрд рублей. По неофициальным данным, общий ежегодный доход РПЦ ранее оценивался в $500 млн.
2. Безотходное производство
В России действует около 34 тыс. православных храмов, и первоочередная статья их доходов - продажа свечей. Также поступления идут от пожертвования на совершение обрядов. Свечи для РПЦ отливают в десятках мастерских, причем материалом может служить не только новый воск или парафин, но и собранные огарки. Изготовление свечки весом 4 г стоит около 25 копеек, а в церкви такую свечу продают за 15-20 рублей. Ежемесячные доходы храмов составляют от 5 тыс. до 3 млн рублей.
3. Круговорот денег
Часть денег (10-15%), собранных храмами, передается епархиям, которых в России около трехсот. Епархии, в свою очередь, передают 15% этих отчислений Патриархии. К примеру, приход церкви Троицы в Хохлах получил в 2014 году доход около 2 млн рублей, при этом отчисления в епархию составили 230 тыс. рублей.
Размер отчислений растет каждый год: так, при патриархе Алексии II дна из подмосковных церквей перечисляла епархии 10%, а сейчас – 27%, рассказал ее настоятель. Он считает, что это связано с увеличением числа епархий и, соответственно, нагрузки на приходы.
Если приход собирает слишком мало денег, епархия может пригрозить сменой настоятеля, следует из материалов расследования. В одной из церквей на юге России источники рассказали, что «каждый визит архиерея сопровождается дополнительным сбором денег в конверте». И это помимо отчислений в епархию.
4. Гособеспечение
В 2012–2015 гг. РПЦ и связанные с ней структуры получили из бюджета и государственных организаций как минимум 14 млрд рублей. В 2016 году бюджетное финансирование составит 2,6 млрд рублей. Средства будут выделены, в частности, в рамках федеральной программы «Укрепление единства российской нации и этнокультурное развитие народов России» и по программе «Культура России», посвященной сохранению объектов религиозного назначения. Также известно, что в 2013-2015 гг. православные организации получили более четверти миллиарда рублей в рамках президентских грантов.
5. Счета в банках
По данным расследования, у РПЦ открыты счета в трех банках: Эргобанке, Внешпромбанке и банке «Пересвет». А на счета Сбербанка и Промсвязьбанка переводились зарплаты сотрудников Синодального отдела.
Известно, что банк «Пересвет» инвестирует в инновационные проекты через компанию «Сберинвест» (часть средств поступает от инвесторов «Сберинвеста», часть – от госкорпораций и фондов). Средства «Сберинвеста» были вложены, в частности, в проекты фонда «Сколково» (5 млн рублей) и госкорпорации «Роснано» ($50 млн).
6. Куда делись деньги
Также РБК сообщил, что «Фонд Роснано Капитал С.А.» (дочерняя структура «Роснано») обвиняет «Сберинвест» и «Пересвет» в незаконном переводе $90 млн со счетов международного фонда «Наноэнерго». Известно, что «Наноэнерго» был создан компанией «Сберинвест» совместно с «Фондом Роснано Капитал С.А.» для инвестиций в российскую энергетику.
В банке «Пересвет» РПЦ владеет пакетом в 49,7%. В материалах дела указывается, что компания «Сберинвест» перевела $90 млн со счетов фонда «Наноэнерго», размещенных в банке «Пересвет». Перевод осуществлялся на счета целого ряда российских компаний: ОАО «Композитные трубы», ООО «Рисовые высокие технологии», ООО «Сармат», ООО «Технологии гидроэнергетики» и ООО «Угольные инновационные технологии».