Меню

Как защитить доменное имя? Опыт новосибирского юриста

«Компания, зарегистрировавшая товарный знак, имеет право на обладание аналогичным доменом и на запрет использовать домен в отношении аналогичных товаров, работ, услуг по классам ее товарного знака».

Управляющий партнер ЮК «Ветров и партнеры» Виталий Ветров

Право на использование товарного знака. Использование чужого товарного знака. Ответственность за использование товарного знака. Использование товарного знака в доменном имени

Домен (или доменное имя) — это имя сайта как информационного (тексты, фотографии, изображения, таблицы, базы данных и т.д.) носителя и его своеобразный адрес в интернете.

Домен, в отличие от IP-адреса, который может поменяться, к примеру, при смене хостинг-провайдера, неизменен и более прост в использовании: ввести в поисковую систему (равно как и запомнить для последующего ввода) biznes.ru значительно проще, нежели IP-адрес в формате 122.238.101.0. Поэтому доменные имена получили широкое распространение в качестве имени и адреса сайта. При этом домены могут содержать и цифровые обозначения.

За первоначальной покупкой и переходом прав на домен установлен контроль — такие мероприятия регистрируются в специальном реестре. Также ведется реестр свободных доменных имен, на которых после их приобретения можно размещать новые сайты. Доменные имена тесно связаны с товарными знаками по причине того, что товарный знак, зарегистрированный в отношении нескольких классов товаров, работ либо услуг, имеет словесное обозначение, которое защищено регистрацией прав на него. Такая защита предполагает и право использования буквенного обозначения в доменном имени. Зачастую и не в одном (если у компании несколько сайтов).

Поэтому, зарегистрировав право на товарный знак, компании стремятся защитить свои права на него, в том числе и с помощью судебной защиты. Для защиты прав необходимо иметь зарегистрированный товарный знак, а также законно обладать доменом, оплата которого не просрочена: в случае просрочки оплаты, домен по истечении определенного срока автоматически выставляется на продажу вновь, при этом прежний владелец может вернуть его на общих основаниях — то есть успеть купить заново.

Фабула дела:

Компания, специализирующаяся на продаже товаров для детей, пыталась оспорить использование изображения товара на сайте компании, а также использования двух словесных обозначений, зарегистрированных ею в качестве товарных знаков, в адресации в сети интернет: указанные обозначения истец счел сходными с его товарными знаками.

Компания, к которой был предъявлен иск, указала, что товарные знаки зарегистрированы в отношении другого класса товаров, а словесное обозначение является общеупотребляемым (по аналогии с памперсом и ксероксом): к примеру, поисковая система Яндекс выводит в качестве результата поиска десятки миллионов ссылок, а сам товар был изначально презентован в начале XXI века, и с той поры необычайно популярен в качестве товара для детей.

По мнению ответчика, хэдгам, а именно этот товар и это словесное обозначение было предметом спора, использовался не при конкретизации товара, а в описательных целях, и исключительно в письменной и устной речи. По аналогии размещения на сайтах подгузников не только фирмы Pampers, но и Libero, Yokosun и иных. Суд в иске отказал.

Судебный акт: Решение Арбитражного суда города Москвы от 22 февраля 2019 г. по делу А40-211905/2018

Выводы суда:

1.  Суд констатировал, что никто не вправе использовать зарегистрированный знак компании без ее разрешения, при этом использованием считается воспроизведение товарного знака в отношении аналогичных товаров и указание в доменном имени — в рассматриваемом споре такое использование не осуществлялось. 

2.  Суд не установил однородность товаров, которые были размещены на сайте ответчика, и товаров, в отношении которых зарегистрированы товарные знаки истца.

3.  Суд при рассмотрении дела использовал лексикографический бюллетень товаров и услуг, в котором подробно расписано отнесение тех или иных товаров к конкретному классу.

4.  Суд констатировал отсутствие использования зарегистрированных товарных знаков на товаре, в предложениях к продаже и в доменной адресации, ввиду чего в иске было отказано.

5.  Суд указал на использование буквенного обозначения в качестве нарицательного, ввиду чего такое указание не является индивидуализирующим товар, следовательно, не является незаконным использованием товарного знака.

Комментарии:

1)  На товарах, в рекламе, на сайте необходимо использовать либо собственные товарные знаки, либо общеупотребляемые термины, либо слова, изображения, права на которые не зарегистрированы.

2)  Для того, чтобы признать использование обозначения незаконным, не обязательно наличие смешения обозначений: достаточно его угрозы.

3)  При регистрации товарного знака важным этапом является верное отнесение товаров, услуг, работ в отношении которых регистрируется товарный знак, к определенному классу.

4)  Понятие классов товаров, работ, услуг введено для структурирования товарных знаков и для качественного повышения степени защиты знаков.

5)  Конкретизация каждого из классов приводится в специализированном бюллетене, который содержит широкий перечень товаров, работ, услуг.

6)  Компания, зарегистрировавшая товарный знак, имеет право на обладание аналогичным доменом и право на запрет использовать домен в отношении аналогичных товаров, работ, услуг по классам ее товарного знака.