Кризис не только разрушает привычный образ жизни, но и дает новые идеи и возможности для развития. Как должна выглядеть новая стратегия, которая приведет вас к успеху?
Несколько полезных советов на этот счет дали директор компании Strategy Capital Advisor Игорь Сулькис и маркетолог Сергей Славинский.
Все подешевело - пользуйтесь
Сулькис отмечает, что сейчас почти все ключевые ресурсы, необходимые для ведения бизнеса, заметно подешевели (если рассчитывать в долларах): труд, сырье, энергия, транспорт. Расширился выбор промышленных площадок и офисных помещений, стало легче подбирать квалифицированных специалистов.
Сулькис добавляет, что «невероятно повезло» предприятиям, успевшим до девальвации обновить основные фонды: сейчас они могут безболезненно расширять объемы производства. Несмотря на то, что покупательная способность населения упала, а импорт сократился, у российских предпринимателей появился отличный шанс наладить экспорт огромного спектра товаров — от металлоизделий до нефтехимии.
«Есть всего несколько лет для развития бизнеса, выстраивания новых цепочек создания стоимости, поиска новых рынков сбыта. Энергичные, умелые, способные бороться со своими и чужими стереотипами предприниматели имеют все шансы для экспансии как на внутреннем рынке, так и на внешних», - приводит журнал «Секрет фирмы» высказвание Сулькиса.
Проведите «аудит себя»
Другой эксперт, маркетолог Сергей Славинский, в своем блоге в ЖЖ советует в кризисные времена «сжаться и не допустить в новом этапе своего развития тех ошибок, которые делали в начале», то есть взяться за развитие своего бизнеса с новыми компетенциями.
«Для этого надо провести «аудит себя» и понять, какие же компетенции мы получили за последние десять лет. В чем мы стали значительно лучше. Это не количество сделанной работы, а полезный опыт и новые знания, которые мы получили в процессе этой работы. Сухой остаток, который не измеряется деньгами», - говорит Славинский.
По его мнению, такой ретроспективный анализ поможет сделать перезагрузку своего сознания максимально эффективной. Он призывает «не преувеличивать свои достижения, а посмотреть на них объективно, в сравнении с другими».
«Потому как именно так и будут сравнивать ваши потребители, выбирая между вами и вашими конкурентами. Потому как именно так будут сравнивать ваши работодатели, выбирая между кандидатами. Настает время понять "кто есть who"».